Барыня легли и просят, или почему чиновники инвест-пассивны?

О Запорожской области любят говорить, как интересной для инвесторов. Наши чиновники не устают приводить пример Екатеринбурга: за несколько лет провинциальный город превратился в инвестиционные ворота Уральского региона. Но пока что у нас только завистливо перечисляют, какие европейские компании открыли в Свердловской области свои производства. А в нашем регионе такое благо, как иностранный инвестор достается далеко не всем районом области. Да и не все за ним гонятся, как выяснилось…  

Не надо быть экономистом

Для начала давайте разберемся с тем, какую пользу могут принести инвестиции для обычного жителя региона. Во-первых, появляется шанс получить работу. И даже с неплохой зарплатой. Во-вторых, у громады есть надежда благоустроить территорию за счет иностранца или просто богатого соотечественника. Например, за строительство ветроэлектростанций ООО «Винд Пауэр» (ДТЭК) купило для Ботиевского сельского совета школьный автобус за 400 тыс. грн., а также выделит несколько миллионов на общественные нужды. В-третьих, там, где есть инвестор, где есть работа, у людей есть деньги, а, следовательно, появляется потребность их тратить. Автоматически развивается сфера услуг. А в Украине каждый второй что-то, так или иначе, продаёт.  

Такие возможные минусы, как ухудшение экологии, мы пропустим. Они слишком индивидуальны для каждого конкретного случая.

Мечты, мечты, мечты…

Но эти прописные истины наталкиваются на мощный блок со стороны чиновников. Информация, если и воспринимается, то скверно усваивается. Заместитель губернатора Петр Гончарук во время заседания комитета экономических реформ рассказал, с какой неохотой управленческая элита районов движется к такому светлому будущему.

С 1991 года ведется анализ по накопительной системе, сколько привлечено инвестиций в Запорожскую область. Общая сумм – 939,93 млн. долларов. В прошлом году - 65 млн. В этом году властью взяты обязательства привлечь 98 млн. прямых инвестиций. Но в достижении этого показателя (и тех благ, которые за ним скрываются), пока попадаются одни кочки и пенечки.

Функции районной администрации в общении с инвесторами можно свести к двум векторам:
- поддержать местного кулибина и помочь ему представить себя так, чтобы на него обратили внимание люди с деньгами;
- создать тепличные условия для тех инвесторов, которые сами обратили внимание на территорию.

Не хочу учиться, хочу на Багамы!

Повезло приморским районам: ими заинтересовались ветроэнергетики. У остальных – непаханая целина. При чем, по отзывам экспертов, никто её пахать и не собирается. Если просуммировать рассказ Гончарука, то в деятельности районов по привлечению инвестиций можно выделить следующие элементарные ошибки. Перечисляя их мы умолчим, о их случайности или преднамеренности.

- Не хватает знаний. В облгосадминистрации проводятся тематические семинары. Например, «Технология привлечения инвестиций через разработку и внедрение инфраструктурных проектов в соответствии с международными стандартами». Подобные занятия проводят и независимые организации.

Проблема в одном, они, как правило, модульные, состоят из определенных серий: каждое последующее совершенствует навыки, полученные на предыдущем. Но два раза один и тот же человек от райдаминистрации на них не попадает!

- Нет специалистов. Этот пункт вытекает из предыдущего.

- Нет проектов. Как показывает практика, у большинства территорий нет конкретного плана вложения денег. Даже если инвестор самостоятельно приходит с мешком денег и говорит - хочу у вас их потратить, ему дают от ворот поворот. Или он сам его берет, потому что ему ничего не могут предложить. Нет готовых местных проектов, в которые можно было вложить деньги. Или нет конкретного места, где он сам мог бы запустить свой дело – участка земли с коммуникациями и выписанными пожеланиями о его использовании.

Что особо грустно, перечень таких «или» с приставкой «нет» можно продолжать бесконечно. У нас зачастую не используют тот арсенал механизмов, которые помогают продемонстрировать серьезные намерения власти.

Исключение составляют несколько территорий. Тот же Бердянск уже готов выделить земельные участки для создания промышленных зон типа «гринфилд» и «браунфилд». Гринфилд – это создание нового пакета ресурсов. А браунфилд – это оптимизация, продажа, структурирование того, что уже есть. Вполне конкретную землю планируется использовать для организации нового промышленного производства.

В Мелитополе занимаются проектом «Региональный индустриальный парк «Инвест-Мелитополь». Конечно, есть вопрос успеха данных начинаний, но лучше хоть что-то пытаться сделать, чем сидеть, сложа руки.

А именно этим занимаются очень многие ответственные лица. Вместо выжимаемых из них конкретных проектов и действий, в лучшем случае удается получить эскизные наброски, выглядящие, как пожелания и мечты.

- Нет желания. И это самая большая проблема из всех. Почему? Давайте снова-таки попытаемся ответить вместе с экспертами.

Вдруг передумают?

Естественно, даёт о себе знать наш менталитет. Надо подождать и не спешить выполнять распоряжение и рекомендации сверху: вдруг передумают. К тому же, в свете потенциальных сокращений штатов, никто не хочет брать на себя лишнюю нагрузку.

После смены руководителей райдаминистраций поменялись и сотрудники. Те, которые за несколько предыдущих лет, поняли все прелести и пользу, ушли. Нынешние же медленно раскачиваются.

Еще один небольшой фактор, подстёгивающий небольшое количество чиновников к мелкому саботажу, - нежелание привлекать внимание к своей «вотчинке». Зачем чужие люди на территории?

Может без этого обойдемся?

Закостенелость, упрямство и лень - три характерных бича любой новации. В данном случае они и проявляются. Сломить их можно тремя способами: жесткими, очень жесткими указаниями сверху; постоянной агитацией (вода и камень точит); энтузиастами из народа. Так, об Инессе Носенко говорят, что она своей идей «этносела» заразила всю Вольнянскую райдминистарцию. Благодаря чему там отношение к «инвестициям» значительно улучшилось.

Территории, в которых с перечисленными факторами бюрократической пассивности борются, у нас есть - Вольнянск, Мелитополь, Бердянск. Но вот с тенденциями к их увеличению особых подвижек пока не намечается.

Анна Николаенко
Добавлено: 4-04-2011, 15:00
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх