Михаил Левченко: «Запорожские чиновники боятся, что на них косо посмотрят»

Сегодня гостем сайта «Паноптикон» стал депутат Запорожского городского совета 6-го созыва от городской политической партии «Родной город», заместитель руководителя депутатской комиссии по гуманитарным вопросам, руководитель историко-культурного комплекса «Запорозька Січ» – Михаил Левченко.

- Михаил Павлович, раз вы состоите в комиссии по гуманитарным вопросам, то понимаете, насколько сложна ситуация с культурой в Украине вообще и в Запорожье в частности. Как вы представляете себе пути преодоления гуманитарной катастрофы, которая нависла над нашей страной?

- Ситуация с культурой не просто сложная, она страшит. Я член исполкома с 2006 года, вот с тех пор и старался как-то повлиять на ситуацию в лучшую сторону, а в 2009 году, видимо оценив мои усилия, меня пригласил на работу генеральный директор заповедника «Хортица» Максим Остапенко.

Было много работы: нужно было достраивать комплекс, а это сложно, потому что государственное финансирование отсутствует, параллельно организовывать работу по экскурсионному обслуживанию. Но на сегодня у нас, даже по сравнению с тем периодом, когда я только пришел, в полтора раза увеличилось количество посетителей. Это конечно скромный вклад, но мы постоянно наращиваем обороты не смотря ни на что.

- За счет чего вам это удается, ведь вы сами сказали, что финансирование со стороны государства отсутствует?

- Мы изыскиваем любые благотворительные возможности, причем, это не только деньги, часто нам дарят какие-то старинные предметы, вещи… Плюс, команда настоящих фанатичных энтузиастов. Все мы активно ведем работу по открытию новых исторических объектов, сейчас планируем новые курени (пока – секрет).

Все это делается для того, чтобы люди могли увидеть, как действительно жили наши предки, причем не только в 18 веке, а в 17-м и даже раньше! Чтобы люди чувствовали свои духовные корни и начали свое возрождение, задумались бы о том, что не одним днем жив человек.

- Многие специалисты уверяют, что «новоделы» от истории, такие, как наш комплекс «Запорожская Сечь», ничего не в состоянии пробудить, потому что не имеют к истинной истории никакого отношения, это просто бизнес-проекты и все.

- Я с этим мнением категорически не согласен! Люди, которые уверяют, что новодел подобный нашему комплексу не имеет никакой связи с нашими территориями и историей – лгут! Потому что даже я, человек середины 20-го и начала 21-го века, с детства помню у бабушки камышовую крышу, глиняный пол в выбеленной саманной хате, я видел, как это строилось, я знаю, как хорошо спать и вообще жить и дышать в таком экологически чистом доме.

Причем, что примечательно, за последние 300 и даже более лет, конструкция жилища украинцев существенно не изменилась. Домашняя утварь, т.е. предметы быта – тоже сильно не изменились. Оружие, да, менялось, становилось более совершенным, но посуда, одежда, а особенно пища, были практически одинаковыми и у поселян, и у казаков, и у знати. Есть данные, что она была почти такой же даже у скифов и сармат, что проживали на этой территории много лет назад. Промышленности, способной сильно повлиять на технологию приготовления пищи и изготовления предметов быта, не было.

Старинные технологии прошли сквозь века, чем доказали свою состоятельность. И не надо забывать, что наши предки были, в хорошем смысле, консерваторами и свято чтили традиции. Они говорили: «Як від дідів наших повелось, так і ми робити будемо». Конечно, они заимствовали что-то от соседних племен, но все эти новаторства тоже обкатывались веками и проверялись на практике, а не просто так, как сейчас, понравилось – берем, не думая о последствиях.

- Вы говорите, что государство не принимает участия в финансировании проектов на Сечи, но я везде слышу лозунги, что Партия регионов за культурное возрождение и на это денег не жалеет, а вы, к тому же, еще и депутат горсовета. Неужели не можете воспользоваться служебным положением и выбить какое-то финансирование от областных или городских властей? Сейчас, перед выборами, по-моему, особенно благоприятный момент?

- В этом году ситуация с финансами крайне тяжелая. Дело в том, что заповедник «Хортица» имеет статус национального, поэтому финансирование у нас может быть только из центра.

Причем, если в прошлые годы в казначействе деньги заканчивались в декабре, числа где-то 4-го или 16-го, то в этом – они закончились в августе…

- И что вы будете в этой ситуации делать? Это же, как в семье: нет денег – не покупаю продукты, одежду, не плачу за квартиру…

- Мы понемногу сами зарабатываем. На Покрова, с 6-го по 14-е октября, у нас на комплексе будет цепочка фестивалей, мы готовим к открытию для посетителей еще один курень.

Дело в том, что денег нет никогда! У нас не было ни одного года, чтобы мы сказали: «Наконец-то у нас есть деньги!». Я всегда привожу пример, когда Александр Поляк пришел к власти в 2000 году, он сказал: «Сейчас у меня на город 216 млн. грн. Мне бы еще 50 млн., я бы все проблемы порешал». Сегодня у нас 2,5 млрд., в 10 раз больше, а средств у города все равно нет.
Вопрос здесь только в том, куда мы деньги направляем.

В этом году я неоднократно обращался к городскому голове, и говорил ему, что коль денег нет, зачем мы ставим еще один, так называемый зиккурат или очередную стелу возле памятника на площади Свободы. Еще один объект, куда вкладываются миллионы, находится возле Красной воды. Он отвечает, что, мол, мы – горсовет – приняли такую программу!

Я понимаю, что очень важно облагородить территорию возле 5-й горбольницы, но скажу вам откровенно: после этого туда что, массово пошли люди? Нет, не пошли, так, горстка больных и то на несколько дней. Людей по улице Казачьей живет мало, да и зачем им туда ходить? Кто это видит? А наш заповедник сейчас посещает более четверти миллиона посетителей в год. Если бы такие средства нам, мы бы столько всего сделали, и туристов стало бы еще больше!

Мы в Церкви нашей казачьей доделали бы иконостас, причем это настоящий иконостас, с иконами, которые нарисованы в стиле, самое позднее, 18 века. У нас есть образцы и специалисты, готовые все это сделать. У нас есть видение, какой именно этот иконостас. Представляете, приходят в деревянную церковь в старинном стиле люди и видят этот шикарный иконостас? Там очередь будет стоять.

Сегодня, когда мы слышим то один завод закрылся, то другой собираются закрывать, на чем выживать Запорожью, если не на туризме? Это же перспективно!

- Вы верите в то, что наше экологически и культурно неблагополучное Запорожье может стать глобально интересным туристическим объектом?

- Однозначно! Это подтверждает мировая практика. Туризм – самая первая палочка-выручалочка любого города или местности, к тому же самый выгодный из всех существующих в мире легальных бизнесов.

У нас в Херсонской области есть филиал, и там руководители понимают, что у них нет металлургии или машиностроения, как у нас. Легкая промышленность у них давно «легла», у них осталась только рекреация, т.е. зона отдыха возле моря и туризм. Вот на этих двух коньках они и играют.

Причем, что важно, они настаивают: туризм у них не такой, что приехал турист, пожарился на солнце, покупался и все. Они стараются показать чуть ли не каждому туристу, как прекрасен их край, сколько там объектов интересных, везде предлагаются интереснейшего содержания экскурсии.

Там понимают, что каждый из приехавших оставит здесь свои деньги, а если ему понравится – приедет на следующий год и еще друзей с собой привезет.
В Черкасской области тоже разработана интереснейшая программа «Золотая подкова Черкащины», деньги на этом уже зарабатывают.

А у нас есть рекреация – это Азовское море, есть уникальные исторические центры, причем не только Запорожье, а и Орехов, Мелитополь, Васильевка и много других! Почему нам не сделать свое «Золотое кольцо»?

Мы с вами живем в таком месте, что просто грешно не пользоваться его дарами. Нужно только захотеть. Но проще деньги зарабатывать на уничтожении экологии.

- Я хочу понять: наши городские власти не понимают исторической бесценности Запорожья или не хотят понимать? Это саботаж или невежество? Что вы лично, в этом контексте, думаете об изменении даты основания города с 242 лет на 1060? В чем заминка? Упоминание о поселении Протолче и Крарийской переправе нашли не где-нибудь, а в летописи Византийского императора Константина Багрянородного, что является законным поводом для изменения даты. Эта практика принята во всем мире.

- Я не могу сказать, что мне не понятно, мне страшно. Потому что первопричиной называют, знаете что? Никогда не догадаетесь. Они говорят: «С нас будут смеяться».

- Кто?!

- Мне тоже интересно. Смотрят на то, что первопрестольная датирует себя 1147 годом, а мы ставим 952 год. Они волнуются, что оттуда на нас косо посмотрят и пальчиком погрозят. Я вижу только эту причину.

- Но ведь есть заключения компетентных историков, и из первопрестольной в том числе. Мы же не переносим столицу в Запорожье и не строим Нью-Васюки. Это просто исторический факт и все, мы его восстанавливаем и встраиваем в современность. Значит, следует признать, что руководят городом либо не компетентные в этом смысле, либо совсем не патриотичные люди?

- Я делаю такой вывод: к сожалению, у нас сейчас слишком много людей, которые считают, что они знают историю, что они в теме. Но на самом деле, в основном, это наследники тех крепостных, которые приехали сюда при Екатерине на вольные или, говоря правду, зачищенные от казаков земли. В этих людях, во-первых, генетически заложено, что история этих мест начинается с них, единственных, во-вторых, они не понимают: как это без царя? Как вести себя в демократическом обществе.

Причем, заметьте, на наших землях никогда не было крепостничества, никогда! Всегда здесь селились вольные люди, и у нас преобладает именно этот менталитет – вольный! Людям со свободным мышлением нет необходимости оглядываться на кого-то. Зачем им это? Они всегда делают свое дело и все.

Когда мы говорим о туристической привлекательности Запорожской области, нам нужен фундамент, серьезное основание. Туристическому объекту нужна идеология, а потом уже придут деньги.

Нужно суметь объяснить людям, что здесь у нас они прикасаются к такой немыслимой древности, к такой духовности и культуре, которую мало где можно найти.

1 июня у нас здесь, в Запорожье, была научная конференция, приехали историки из других регионов, из Днепропетровска был декан государственного университета – Светленко Сергей Иванович, была и видный историк Анна Кирилловна Швыдько – доктор наук, профессор горного университета, которая сказала: «Запорожцы, вы имеете уникальную переправу Врарийскую или Крарийскую, ныне называемую Кичкасская...».

- Почему названия такие разные? Ведь речь идет о близких исторических временах.

- Если в Википедии открыть англоязычный текст трактата Константина Багрянородного, там вообще написано Врарий. Очень серьезный исследователь, академик Российской академии наук Литаврин, нашел более древнее название поселения на Кичкасе, под именем Варион.

А названия разные, потому что все старославянские источники уничтожены, это все переводы с греческого, а с них по-разному переводят, поэтому так и получается. Но точно знаю, что с древнешведского «Врарий», это – переправа на углу.

- А на старославянском в Ра – это к солнцу, в рий, в рай, в вырий, или ирий – это в страну предков.

- Все от одного корня, это уже интереснейшая тема для лингвистов, но хорошо, что вы чувствуете. Так вот, Анна Кирилловна настаивала на конференции: «Прекратите даже думать, что переправа могла какое-то время не работать. Наличие порогов обусловило постоянное существование переправы, потому что нужно же было как-то жить, сообщаться двум берегам Днепра».

Но российская и советская историографии рисуют только одни пути, свои, Северные: Муравский путь: Перекоп – Ливны – Тула – Москва – Санкт-Петербург. При этом, в истории абсолютно отсутствуют пути с Запада на Восток, по крайней мере, я их не нашел.

Они историю подчистили, наши историки на этих липовых учебниках выросли, и теперь не хотят вникать и менять свое мировоззрение. В одной из своих работ Анна Швыдько пишет: «Если историки какой-то факт обнаружили и обнародовали, то он немедленно входит в обиход, потому что это история, это наука и если есть достоверный источник – то теперь это факт».

А у нас никого не интересуют факты, зато всем важно, что на них косо посмотрят.

Продолжение следует.

Илона Наныкина
Добавлено: 11-09-2012, 15:48
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх