Михаил Левченко: «У большинства наших чиновников хуторянская психология»

Корреспондент «Паноптикона» продолжает беседу с депутатом Запорожского городского совета 6-го созыва от городской политической партии «Родной город», заместителем руководителя депутатской комиссии по гуманитарным вопросам, руководителем историко-культурного комплекса «Запорозька Січ» – Михаилом Левченко.

(Продолжение. 1-я часть)

- Еще древние греки писали, что все беды на Земле от невежества, может надо лекции почитать депутатам на эту сложнейшую тему?

- Я хотел сказать, что это – хуторянство или некая ущербная психология, хотя, может, вы и правы, но в любом случае, все это от нежелания изучать свою собственную историю.

Есть еще момент, играющий не последнюю роль: среди, историков, конечно не среди всех, но, увы, бывает, есть такой момент: раз не я открыл это, то и признавать не буду.

- Это уже вторая фаза невежества – воинствующее невежество.

- К сожалению, из-за него самого мы в 20-м веке получили на нашей земле два колоссальных катаклизма: затопленные Пороги и затопленный Великий Луг. С порогами хотя бы необходимость какая-то была: молодой стране нужно было много электроэнергии, нужно было строить эту Днепровскую ГЭС.

Нам все время твердили, что ситуация очень тревожная, Советский Союз – в кольце врагов, нам нужна мощная промышленность, а у нас алюминия нету, завода, чтобы делать Крылья Советов нету и ничего у нас вообще нету. И я настаиваю, что в первую очередь для Алюминиевого Комбината построили ДнепроГЭС, потому что там печи Миге «кушали» всю электроэнергию. А вот что касается Великого Луга и маленькой, мало кому нужной, станции на Каховке, все вообще неоправданно.

Если вы поедете по Правому берегу вдоль Днепра то, обратите внимание – везде сделана дамба, причем длинная, вплоть до Марьевки, до поворота на Кривой Рог. Если бы аналогичную дамбу сделали и на Левом берегу, то удалось бы сохранить много интересного, в старину там был оживленный шлях, причем от самых давних времен до нас, там могилы наших предков, но все это специально замуливается и пропадает, уносится навсегда.

На этих территориях было несколько больших городов, и только один остался незатопленным – Кучугуры, сейчас гадают, чей он – татарский, славянский или чей-то еще. Нужны раскопки, там скрыто множество удивительных открытий, но, мне кажется, что на это денег специально не выделяют.

- Быть может дело в том, что правителям независимой Украины за все 20 лет не нужна история, им нужны бизнес-проекты? Как заработать на возрождении величественного прошлого они не понимают.

- У меня по этому поводу другое мнение. Я пытаюсь анализировать и вижу, что в партии власти есть люди, которые все понимают, но там есть несколько сфер влияния, есть и своя пятая колонна, которая в этом процессе, к сожалению, берет верх. Те же люди, которые все это осознают и видят, и даже пытаются предпринимать какие-то шаги, ничего изменить не могут. В сегодняшнем, искусственно созданном информационном поле забалтываются, уничижаются и откладываются на неопределенное время все позитивные начинания.

- И, тем не менее, «регионалы» уверенно идут на выборы, уверяют, что выиграют и рейтинги это подтверждают. Как вы думаете, не смотря ни на что, парламентские выборы у них в кармане?

- Коль они в этом так уверены… Мне кажется, что существует единый центр, который, через пиар-технологии, диктует электорату кого выбирать. Мы у себя в горсовете в кулуарах об этом разговариваем, и я вижу, что сами регионалы понимают, как все это неуклюже делается, но сделать ничего не получается. Каждый, кто приподнимется со своей инициативой – хлоп, и его нету. Потому что жесткая иерархия. Те, кто при власти и те, кто рядышком с ними, они всегда были при власти, или, как минимум, последние 20 лет. Особенно у регионалов, у них вообще мало, что менялось.

Но, думаю, они прекрасно понимают, что все негативное добавляет голосов тем, кто рядом, вернее, с ними во власти – левее.

- Почему вы выбрали партию «Родной город», ведь шанса стать провластной, при всем уважении, у вас, по крайней мере на данном этапе, нет? В более популярных партиях больше рычагов влияния, в Партии регионов или в оппозиции, вы могли бы быть более полезным нашей Хортице?

- Ни при прошлой, ни при нынешней власти «выбить» средства на наш заповедник не получается. Мы обращались и обращаемся ко всем. Нам помогла когда-то очень солидно «Запорожсталь», но тоже не просто так. Тогда им очень нужно было удержать свой бизнес на плаву, и они дали денег на комплекс. Это был 2005 год, и чтобы завод получил преференции, нужно было сделать что-то такое. Но как бы там ни было, большое им спасибо за помощь!

На сегодня, к сожалению, нет таких товарищей, которые пришли бы и сказали: «Нате вам, на развитие культуры в Украине», бизнесменам сейчас это не выгодно. Чтобы получить преференции, они отдают деньги совсем в другие сферы.

- Помечтаем. Если бы сейчас, резко, изменилась ситуация в Украине, и вам бы дали крупную сумму денег, какие бы новые объекты на Хортице вы открыли в первую очередь?

- Первый и самый желанный объект я вам уже назвал – деревянная казачья Церковь с иконостасом. Мы хотим повесить паникадило, но чтобы оно было традиционным, казачьим. Известно, что казаки отдавали треть своих доходов на церковь, а большинство из них люди были далеко не бедные.

Существует много письменных источников, которые свидетельствуют, что паникадило в Нави – в центральной части церкви на Запорожской Сечи – было лучше, чем в Лавре.

- Это что, золото, самоцветы?

- Нет, на то время, золото и серебро ценилось одинаково, серебро у казаков, по крайней мере в церкви, было в большем почете. Мне тоже кажется, что в деревянной церкви должно быть больше серебра. Золото это реалии сегодняшнего дня. В какую церковь не зайдите, все рыжее от этого блеска. Серебро намного благороднее и уместнее в деревянном, в старинных традициях, храме.

У нас есть источники, что у Запорожских казаков паникадило было, действительно, просто роскошное. Вот и мы хотим, чтобы оно было не огромное, нет, нам не нужен выпендреж, нам нужно, чтобы оно было красивое, но не просто так, а органически вписывалось, во-первых, в Церковь, а во-вторых, в казачью культуру и искусство.

- И есть у нас мастера, готовые взяться за такую уникальную вещь?

- Уверен, мастера найдутся. Мы как раз сейчас над этим работаем и скоро решим проблему. Еще у нас есть обгоняющая время мечта, я вам уже намекнул на это в начале интервью, мы запланировали интерактивный курень.
 
- Это как?!

- Вот, например, вы – скептик, вы пришли на Сечь, посмотрели и подумали: ну чем меня тут могут удивить? А тут курень стоит, такой длинный и вообще необычный. Вы заходите в одни двери, выходите в другие, и что-то там с вами происходит почти волшебное, вы уже готовы к тому, чтобы дышать стариной. Это происходит так, словно вы прошли временной лифт на два, а то и три столетия назад. Хоть это пока и секрет, я вам немножко расскажу: будут использоваться современные аудио и визуальные средства для воздействия на посетителей. Если все пойдет так, как мы задумали, то самый несгибаемый скептик выйдет из нашего магического куреня другим человеком.

- Руководством заповедника «Хортица» очень много внимания уделяется истории казачества, но есть живые свидетельства, например, наши удивительные капища, подтверждающие, что объекты на острове намного древнее, чем 300, 500 и даже 1000 лет. Не планируете ли вы углублять взгляд на историю острова?

- Дело в том, что культура казачества никак не ограничивается 18 столетием. Когда некоторые историки говорят: «Я специалист по казачеству 18 века, я доктор наук и у меня есть все регалии», я всегда переспрашиваю: «А 17-й век – это казачество?». «Казачество», - отвечают мне.  «А 16-й век – это что? А 15-й?» - «Ну, 15-й это где-то казачество, а где-то – нет». «А 13-й век, когда литовцы до Черного моря дошли, сделали эту территорию своей, но потом ушли, оставив земли на попечение кого?» – «Письменных источников нет, мы не знаем», – говорят ученые мужи. «Но есть же факты, литвины оставили свидетельства своего пребывания Донжон, на Правом берегу, возле Каховки, да и другие сооружения, подтверждают, что они ушли, но очаги контроля за территорией оставили, но кому? И как назывался этот народ?». – Мне отвечают, что, может это какое-то казакование, может еще что-то. И у многих такие обтекаемые ответы.

Но сейчас есть достоверные данные, что казачество у нас на землях было уже с 10-го столетия! Пусть оно по-другому называлось, но, по сути, было тем же – здесь жил воинственный, пограничный народ, охранявший свои земли, и естественно, здесь были развитые, элитные воинские сообщества.

Например, академик Рыбаков говорил, что на наших территориях жили уличи. И других народов, из которых потом вышли казаки, академик не видел. Казаки – это не какой-то пришлый народ, как любят у нас писать: «Приехал Вишневецкий и начал беглых собирать в кучу», – нет! Казаки всегда были элитой общества, причем элитой, которая защищала пахарей, обрабатывающих землю.

Я уже говорил, что на Покрова мы открываем курень, но не сказал, что он называется «Казак Мамай и люлька!», и там мы представляем несколько портретов Мамая, которые сами по себе есть сгусток энергии, который передавался посредством рисования портрета и просмотра.

Кроме того Мамай – это русич, наш предок рода руссов, он был темник от орды – т.е. наместник. Тот человек, который выдавал князьям, в том числе и русским, т.е. тогда московским, ярлык на княжение. Но в 18 веке это было вымарано из очень многих исторических источников, но, как оказалось, не из всех, кое-что сохранилось. Сегодня нас не обманешь заявлениями, что Мамай – это какой-то залетный татарин, с чего бы тогда украинцам беречь о нем память, как о своем великом народном герое?

Причем, этот феномен присущ всей Украине! Просто у карпатских художников Мамай похож на гуцула, но суть та же. Каждый народ хочет показать, что Мамай – это их достояние, их наследие, их предок и именно это важно и хорошо!

- Последний вопрос: ваше отношение к скандальному закону о статусе русского языка?

- Я голосовал «против» и здесь два аспекта. Мы так страстно копируем то, что происходит в России, но россияне приняли скандальное решение о том, что любой иммигрант должен сдать экзамен по русскому языку.

Почему у нас, мало того, что никто вообще не думает о том, чтобы сдать хоть какой-то зачетик по мове, депутаты горсовета позволяют себе бахвалиться незнанием украинского языка. Этот парадокс меня потрясает.

Далее, никто вслух не говорит о том, сколько это все будет нам с вами стоить. Вопрос замалчивается и мало кто задумывается, что это все будет стоить огромных денег! Все же документы теперь надо дублировать. Потому нужно в два раза больше чиновников. Немного легче, надеюсь, будет с бумагой, нас уже перевели в электронный режим – не будет стопок бумаг, все есть на сайте.

Но здесь возникает другой вопрос: нужны тлумачи, потому что каждое решение теперь дается на двух языках и важно, какое решение правильнее, изложенное украинским языком или русским? Кто ответит за точность перевода? Кто возьмет на себя такую ответственность ручаться за юридические документы такого уровня и нести за это юридическую ответственность?

Приходит девочка-переводчик, только после ВУЗа и говорит, мол, я считаю, что это так, а это – эдак. Получается, что мы передаем реализацию законов Украины в руки девочки-выпускницы.

Если пропускать все это через юридический отдел, что в принципе правильно, но тогда у нас будет там работать человек 30, не меньше, всем им нужны зарплаты. На каждой сессии мы принимаем по 60-70 решений, кроме того идут распоряжения городского головы, решения исполкома, решения глав райгосадминистраций… Кто возьмет на себя такую ответственность?

- Мне кажется, у нас в стране никто ни за что не хочет брать ответственность.

- Страна ни при чем, это чиновники не хотят. Пока чиновника не поставишь в жесткие рамки, чтобы он понимал, что делать можно только так и ни шагу в сторону, до тех пор будет хаос.  Ведь страна – это все мы, и вот мы с вами сидим здесь и мы-то такие хорошие люди. А чиновники – это люди, я не говорю, что все, но большая часть работает на весь этот хаос. Этот беспорядок кому-то очень выгоден, кому-то нужно, чтобы у нас было, чем дальше – тем хуже.

28 октября мы все увидим, как кое-где очень обрадуются и скажут: «Видите, как в Украине плохо? Там демократия ни к чему не привела. Нужно срочно присоединять их назад Малороссийской губернией». К сожалению, в нашем регионе до 80% мало думающих о будущем людей, которые поднимут руки и скажут: «Давайте сдадимся, может там нам будет лучше, ведь хуже уже некуда. Нам рассказывали, что при Союзе колбаса была вкусная по 2.20».

Да вы съездите и посмотрите, какую колбасу россияне кушают в радиусе 100 км от Москвы, и всем все стает ясно. Не за это наши предки умирали, не за это. Но мало кто сегодня хочет об этом думать, к сожалению.

Беседовала Илона Наныкина
Добавлено: 14-09-2012, 11:25
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх