Игорь Бирюков: «Знакомые и друзья хороши за столом, на охоте или рыбалке, а управлять государством должны профессионалы»

Сегодня гостем информационного портала «Паноптикон» стал глава Шевченковской райадминистрации, член Партии регионов с 2006 года, депутат Запорожского городского совета 6-го созыва, представитель постоянной комиссии городского совета по вопросам развития предпринимательства, торговли, бытового обслуживания населения и защиты прав потребителей – Игорь Алексеевич Бирюков.

- В чем секрет Партии регионов? Все ее ругают, ей обещали полный провал на выборах, но по результатам экзит-пулов она – лидер минувших парламентских выборов. Как вы объясните этот феномен?

- Очень просто. Ругают тех, в кого верят и тех, кто хоть что-то делает. Когда никто тебя не ругает, значит на тебе уже поставили крест. Это, во-первых, а во-вторых, посмотрите на те политические силы, которые хотели пройти в парламент. Там же и голосовать особо не за кого!

В-третьих, у нас очень мудрый народ, потому что в последний момент у него срабатывает инстинкт самосохранения, и народ к нему прислушивается. Я слышал от представителей комиссии, что некоторые избиратели принимали решения уже в кабинке для голосования. Взвесив все и здраво рассудив, что стабильность, пусть и медленная, лучше, чем ничего, люди и проголосовали соответствующе.

- Есть мнение, что Партию регионов не воспринимает в основном интеллигенция, а вот у народа восприятие нормальное.

- Я с этим мнением не согласен, потому что наш основной идеологический актив, тот актив, который и позволил нам давать результат, это в основном педагоги, врачи, работники культуры…

- Но эта прослойка, в любом случае, составляет меньшинство, только на голосах лояльной интеллигенции победу вы бы не одержали. К тому же от оппозиции прошла информация, что многих работников заводов «настойчиво убеждали» проголосовать за регионалов.

- Говорить можно все, что угодно. Мне докладывали, что даже в субботу, за день до выборов, представители оппозиционных партий, что строжайше запрещено законом, ездили по дворам и вели агитацию, но им и это не помогло.

К тому же, все иностранные наблюдатели сходятся в одном: минувшие выборы были самыми демократичными и прозрачными за все годы существования Украины.

- Все знают, что регионалы более популярны на востоке Украины, чем на Западе, но влияние неоднородное, а Запорожье считается абсолютно прорегиональным городом. С чем вы это связываете?

- А какую другую партию на юго-востоке Украины мы можем назвать своей?

- Правда в том, что соревноваться на выборах должны равные соперники, а в нашем регионе достойные соперники у вас отсутствуют. Почему? Вы их выжили?

- Я вам скажу, в чем дело: в партийных структурах и в структурах власти в рядах регионалов находятся профессионалы. Если брать другие партийные структуры, то, будем честны, там находится множество людей, которые очень далеки от процесса. Я вам приведу пример, когда помаранчевые пришли к власти в 2005 году, они всех профессиональных управленцев пустили под нож.

- Я ничего не слышала о каких-то серьезных репрессиях в те времена. По крайней мере, в тюрьме никто не сидел.

- В тюрьме не сидели, да, но по судам и прокуратурам года два ходили. Лично я имею стаж работы главой администрации 20 лет, но помаранчевым на мой опыт были чихать, и не только на мой. Они, придя к власти, отстранили от работы всех глав администраций сельских районов. Оранжевые всех нас просто выгнали, не разобравшись, лучший это район в области, средний или худший.

Даже коммунисты, придя к власти в 1917 году, еще очень долго сотрудничали с царскими кадрами: с банкирами, управленцами, чиновниками, юристами, дипломатами, военными… Понятно, что это был вынужденный шаг, но они понимали, как он важен, чтобы хотя бы державу сохранить в целостности. У них для понимания этого были мозги.

- Но все же, сегодня у руля управления страной стоят старые коммунистические кадры, отравленные совковой идеологией. Восточная Европа, например, Чехия, Венгрия, Польша и многие другие страны из бывшего соцлагеря, поступили очень радикально – полная люстрация кадров, запятнавших себя участием в коммунистическом движении. Они посчитали, что с таким багажом страна не может двигаться к новому.

- Есть масса других позитивных примеров, посмотрите на Китай, который из сугубо коммунистического встал на капиталистические рельсы. Причем, используя те же кадры, тот же партийный актив, который был раньше.

- Китай – это хороший пример, у них там и кризиса никакого нет, но главное, там люди сделали осознанный выбор. А Украина?  Мы потратили на выборы в три раза больше, чем богатая Германия и Голландия вместе взятые, но продвинули ли они Украину хоть немного вперед, к цивилизованному миру, это большой вопрос.

- Я бы не сравнивал затраченные на выборы средства у них и у нас. Возможно, для других стран не столь критична и категорична была важность этих выборов. Для Украины решался стратегический вопрос: или медленно, но уверено идем к модели цивилизованного государства или, как уже много раз бывало, все разрушаем до основания, а затем снова строим что-то новое и неведомое. Но чтобы сегодня, при общем кризисе, рисковать такими вещами, нужно быть очень самоуверенными.

Знаете, при всех очевидных сегодняшних сложностях, анализируя работу нашего Шевченковского района, я не могу сказать, что у нас все тут так уж плохо. За последние два года мы у себя оформили порядка 70-ти новых частных предприятий. Количество предпринимателей увеличилось почти на три тысячи, а всего профессиональный цех бизнесменов в нашем районе насчитывает около 12 тысяч.

- Я наоборот постоянно слышу, что малый бизнес прижали, и все его представители дружно сдают патенты и закрывают дела.

- Ничего подобного! Причем, что особенно радует, увеличивается не просто количество продавцов импорта, владельцев магазинов и складов, а именно производителей: мебели, электродвигателей, услуг, развивается сфера технического обслуживания и другие производства. Из 70 новых предприятий к торговле относятся только семь или восемь, все остальное – производство!

- Удивительно! Я много общаюсь с предпринимателями, и все они жалуются, что нынешнее налоговое законодательство делает невыгодным производство чего угодно в Украине, и в частности, в Запорожье. Знаю и таких, которые позакрывали, прежде вполне выгодный, бизнес, выехали за рубеж или залегли на дно. Говорят, что подтолкнул их на это беспредел налоговых служб и вернувшийся из 90-х бандитский рэкет.

- «Плохому танцору паркет мешает». Всегда все, у кого не получился бизнес или еще что-то, ищут причин и оправданий не в себе, а где-то снаружи. У нас в районе масса успешных предпринимателей, которые ни на что не жалуются, а просто работать умеют.

Кстати, сегодняшняя власть более чем лояльно смотрит на многие, в том числе и незаконные вещи, которые позволяет себе малый бизнес. Власти понимают: сейчас кризис, нужно встать на ноги, но надеясь, что со временем предприниматели поймут: легальный бизнес, уплата всех налогов – это путь к цивилизации и это выгодно всем, и государству, и бизнесменам. Власти сегодня не предпринимают против нерадивых субъектов бизнеса никаких репрессий. Вы слышали, чтобы у нас посадили бы какого-то предпринимателя за неуплату налогов? И я не слышал.

Мы не идем и не сверяем данные двух департаментов, например, данные департамента отчетности, где отчитывается единоличный предприниматель, и санстанции, где тот же предприниматель оформляет санкнижки для, например, семи своих продавцов. Мы этого не делаем, хотя это не сложно.

Более того, с грядущего года Кабинетом министров и Налоговым департаментом приняты решения об упрощении оформления документов при открытии бизнеса. Уже не нужно многих справок, лицензий, разрешений… Мы идем бизнесу навстречу, нужно, чтобы это стало обоюдным процессом.

- Как вы думаете, почему наши предприниматели всегда стараются хитрить при отчетах, это по бедности, из азарта, из-за несовершенного законодательства или у нас менталитет такой?

- Я уверен, что это укоренившийся менталитет.

- Вы имеете 20-летний опыт работы главой райадминистрации, наверняка вы побывали коммунистом, без этого в советское время вам бы «путевку в жизнь» никто не дал, но в Партию регионов вступили только в 2006-м. Почему так поздно? Не могли выбрать из нескольких представителей?

- Я выбрал и давно. 2006 год – это год не вступления, а восстановления членства в Партии регионов, после четких приказов некоторых президентов, которые запрещали членство в любой политической партии.

В Партии регионов я был с самого ее основания, с 1997 года, хотя сам себя я считаю регионалом с 1991 года, когда пришел руководить Гуляйпольским районом. Уже через полгода мы там приняли региональную программу развития района и от этих региональных принципов я никогда не отходил. А в 2002 году представителям Президента запретили партийность, и я был вынужден выйти из партии. Потом, когда в 2005 году нас всех, мягко говоря, попросили с должностей, было немного не до того, но в 2006-м я восстановился.

- Как вы сейчас, по прошествии времени, воспринимаете ту управленческую вакханалию, что была в начале правления Ющенко. Как вы реагировали, что делали, в какие двери стучали?

- Переживал очень. Во всех прогрессивных странах, там, где для своего народа ожидают и планируют хорошее будущее, заботятся об элите нации, о людях, которые должны вести страну вперед, об управленцах, специалистах-профессионалах, которые определяют курс страны. Там понимают, что таких людей надо специально взращивать. Все страны-лидеры мировой экономики тратят на это сумасшедшие деньги, на это работают целые институты и департаменты. У нас с этим трудно. Хорошо еще, что остался хороший запас с советских времен, но он скоро закончится. Коммунисты партийные кадры готовили основательно, и если сейчас не взяться за это дело, будет у нас серьезный кадровый провал.

- Вы закончили Академию государственного управления при Президенте Украины. Это и есть аналог советской кузницы высших партийных кадров или что-то совершенно иное?

- Это почти то же самое. Академию основали еще наши первые президенты Леонид Кравчук и Леонид Кучма, которые тоже, в свое время, прошли серьезную партийную школу и хорошо знали, как это важно – создать хорошие кадры. Они реорганизовали высшие партийные курсы, которые были в Киеве, Одессе и Днепропетровске, в региональные институты и академии при Президенте.

Сейчас в Киеве, Харькове, Днепропетровске и Одессе есть структуры, где готовят управленцев, но я считаю, что мало и уже не так тщательно, как в советское время. Мне кажется, здесь охват должен быть шире, нужна более плановая и основательная работа.

- Вы сами затронули больную тему элиты. Не буду оригинальной, но рыба гниет с головы: так, как позорится за рубежом наш политический истеблишмент, не позорится никто. Как попали в сливки общества те, кто такими сливками не является? Неужели нельзя воспитать политиков, за которых не стыдно, и показывать Украину с лучшей стороны?

- Я думаю, мы к этому обязательно придем, а придем потому, что всем, абсолютно всем, нужен результат, а результат могут выдать только профессионалы. Пора начать понимать, что знакомые и друзья хороши за столом, на охоте или рыбалке, а управлять государством должны профессионалы. Уверен, к пониманию этой простой истины мы придем очень скоро.

- Сколько времени, по-вашему, нужно властям для осознания этих простых истин? Партии регионов часто вменяют в вину, что она у власти два года, а дальше проектов и начального этапа реформ дела не идут. Понятно, что страна запущена, и все же, когда, по-вашему, следует ожидать реального улучшения экономики Украины?

- Знаете, если сравнить те годы, когда мы жили при оранжевых и сейчас, то я вижу большую разницу. Тогда область получала на развитие 100-150 млн. грн. в год. Эта сумма включала: ремонты дорог, культуру, дотации на медицину, оборудование и прочее. А в этом году мы уже получили 700 млн. грн., причем год еще не закончился. Согласитесь, даже если учитывать инфляцию, это несравнимые суммы, разница в семь раз! Плюс, строительство мостов взяли на государственное финансирование, а это миллиардные суммы, которые освободили местный бюджет от непосильных нагрузок.

Если верить расчетам и прогнозам, то уже не будет таких затрат, которые понесла Украина на «Евро-2012» и все эти деньги будут направлены на социальные программы, о которых давно говорили все правительства, но реально они начались только в нынешнем году. А по первым грубым прикидкам, наша область в следующем году может получить на развитие более двух миллиардов гривен.

- Перед выборами у нас были и Президент, и Премьер Азаров, оба они оптимистично заявляли, что к  Новому году мост на Бабурку будет достроен. Запорожцы не очень верят в эти обещания. А вы что думаете: это популистские предвыборные обещания или такое возможно?

- Речь шла о первой очереди, чтобы пустить хотя бы одностороннее движение, и думаю, в декабре она у нас будет, а дальше все будет зависеть от финансирования. Но уверен, что на данном этапе строительство уже никто не бросит. Думаю, в следующем году, примерно в это же время, наш долгожданный мост будет полностью достроен, со всеми развязками, остановками и объездными дорогами.

Я очень оптимистично смотрю на завершение этого проекта, потому что иногда проезжаю: утром еще ничего не было, а вечером едешь, а на протяжении двух километров уже стоят бордюры. Я такого темпа не помню, так что, все обещания реальны, вполне.

Продолжение следует.

Илона Наныкина
Добавлено: 6-11-2012, 12:31
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх