Бухгалтер не должен решать творческие вопросы

Корреспондент Информационного портала «Паноптикон» продолжает беседу с лидером популярной группы «Хорта», музыкантом, певцом, композитором, продюсером, представителем Партии регионов, бывшим директором Центра молодежи – Андреем Лободой.

(Продолжение. 1-я часть)

Что бывает, когда дети «юзали» все

- Я всегда думала, что «дай» и «хочу» не заканчиваются никогда. Пирамида Маслоу работает на все 100%.

- Здесь, мне кажется, работает другой принцип. У Бориса Борисовича Гребенщикова в песне есть хорошая фраза: «Их дети сходят с ума, потому что им нечего больше хотеть». Проблема даже не в тех людях, которые чего-то достигли и много заработали, а в их детях, во втором поколении. Они в 15 лет уже везде были, все видели, все попробовали, все пережили, и все знают. Как они сами про себя говорят – мы юзали все.

В Диснейленд он первый раз попал в пять лет, и в 15 лет он ему уже не интересен. Если первый телефон, стоимостью 1,5-2 тысячи долларов, появился у него в 10 лет, и одевается он исключительно в самые последние модные тренды, то он не думает, что ему, как и всем в этом мире, нужно духовно расти и самосовершенствоваться. Зачем? У него все и так замечательно.

- А как же хроники об отпрысках благородных европейских фамилий, которые носом землю роют, получая хорошее образование и стыдясь своего богатства?

- Вы сказали ключевую фразу «благородных фамилий». Там существуют традиции и уважение к людям, которые менее богаты, чем ты, это формировалось столетиями. Посмотрите на монархическую семью Великобритании, там бабушка королева за то, что внук сильно кутил в Вегасе, отобрала у него все кредитки, сослала на месяц в Австралию – подумать над своим поведением, среди кенгуру.

Нам до этого далеко, наши новые богатые люди, как правило, за очень редким исключением, других, не богатых, за людей вообще не считают. По крайней мере, их дети – точно.

Почему большой проблемой является тот факт, что среди детей высокопоставленных чиновников очень много нарко и алкозависимых? Потому что они уже перепробовали все легальное, а хочется новых ощущений и начинается не легальное. Обычно это плохо заканчивается, потому что у людей теряется грань между реальностью и миром наркотических грез.

Но, конечно, отношение наших толстосумов к черни – это не аксиома, всегда надо смотреть кто перед тобой, откуда начальный капитал, как он его заработал и все становится ясно. Если у человека изначально нет духовного стержня, нет потребности в культуре, чему он может научиться? А деньги далеко не всегда решают все.

Люди-пчелы и люди-мухи

- Не вижу ничего плохого в том, что люди ищут себя в буддизме, ламаизме, исламе, но мне кажется плохо, когда забывают о корнях или вообще теряют духовный стержень.  Что ты думаешь о религиозной принадлежности человека?

- Я считаю себя человеком православным, но склоняюсь к тому, что бог един, называй его как угодно. Уверен, что рано ли поздно люди это поймут и перестанут из-за того, что их бога зовут по-другому, убивать и ненавидеть друг друга. Кто-то сказал, что «бог – это окна, через которые человек смотрит в мир». Очень хорошее высказывание, полностью поддерживаю. А верить надо, без веры в высшее вознаграждение за праведные труды жить очень сложно, возможно даже незачем.

- Как-то у меня было интервью с самым известным йогом пост-советского пространства Андреем Сидерским, и он сказал удивительную фразу: «Наш народ ходячий носитель спонтанного дзена». Что скажешь?

- Класс! А ведь действительно, только славянский человек может быть одновременно просветленным, но в то же время быть меганесчастным, привязанным ко всему материальному и преходящему. Потом, щелк, и перед вами опять человек-радуга.

Мне кажется, это уникальное свойство переключаться возможно только в случае, если человек не растерял способности любить и некоей особой детскости, которая позволяет человеку быть радугой, но не быть придурком. А эту детскость так легко потерять: неудачи, обиды, горе… Мало кто способен сберечь это до зрелых лет, но такие люди у нас есть, пока еще их много.

Я вообще давно вывел для себя формулу разных людей: есть люди-пчелы и люди-мухи. С мухами все просто, как бы ни было на самом деле, они будет сидеть и зудеть, что кругом все, пардон, говно. А у пчел всегда кругом цветы и все благоухает, хотя иногда и бывает зима, но она же скоро пройдет! И снова будут цветы, и нектар, и аромат, и мед.

Джек Лондон + старина Хем

- Ты представляешь себя вне этой страны, вне этого города, все этого эгрегора? Где бы ты жил кроме Украины, если бы встал вопрос об отъезде?

- Не знаю, как насчет жить, но почему-то хочется узнать поближе Канаду. Наверное, эта притягательность родом из детства, когда увлекался книгами Джека Лондона, его храбрыми и мужественными золотодобытчика. Тогда влюбился в саму природу и природу отношений между людьми в суровом климате Канады. Может быть, там я найду способ пребывать в гармонии с собой и с природой?

В Украине с этим, чем дальше – тем сложнее, к сожалению. Ту техногенную нагрузку, которую мы оказываем на природу, уже эмоционально сложно выдерживать.

- Говорят, природа Канады очень похожа на Сибирь?

- Возможно, но это все же другое, и в этом прелесть. Говоря о Сибири, всегда вспоминаю фильм «Заяц над пропастью», где Брежнев разговаривает с цыганским бароном и говорит: «Если не выдашь дочь замуж, то я твоему народу покажу, что напрасно называют север крайним. Ты увидишь, он бескрайний, я твоему народу подарю его весь».

- Андрей, каждый раз, когда я тебя вижу, ты все больше становишься похожим на Хемингуэя, даже бородка есть. Для полного сходства не хватает трубки, седины и возрастного колорита. Это случайность или мы оба поклонники Хема?

- Очень уважаю старину Хема, но надеюсь, что  я закончу лучше, чем он. Хемингуэй безумно талантлив, какую вещь ни назови – все такое откровение, такая истина. Не знаю, что люблю больше «Праздник, который всегда с тобой» или «По ком звонит колокол», или «Прощай оружие»… Он гений, что тут скажешь? Напряженный, нервный автор, постоянно ждущий беды, знающий, что жизнь – это боль. Это не чтиво, это Литература! И я рад, что принадлежу к поколению, которое не может без книг.


Украинская музыка вне сферы бизнеса

- У тебя нет желания поучаствовать в некоем творческом тандеме с украинскими звездами эстрады? И если да, то с какими?

- На самом деле есть уйма творческого, талантливого народа, с которым можно и нужно что-то делать. У нас давно есть идеи совместной работы с группой «Танок на майдани Конго», опять завис проект с Сашком Положинским. Причем он в последней стадии, осталось, чтобы Саня утвердил текст и можно запускать, но не получается, и тянется это уже долго. В 2002-м мы записали совместный проект, на мой взгляд успешный, дальше должен был быть ответный проект, но он столько лет почему-то висит.

Из девушек? Продвигается дальше проект с Дианой Месс, но он уже фактически реализован – записан один трек, второй в процессе, третий вот-вот начнет воплощаться в жизнь.

- Украинская музыка ценна именно своей этнической составляющей, непохожестью ни на что иное, а ее сейчас загоняют в общеевропейский стандарт и обезличивают. И, мне кажется, в эту игру с удовольствием вступили украинские исполнители, потому что думают: такая музыка будет лучше продаваться за рубежом. Так ли это?

- Эту нашу особенную украинскую этнику никуда не денешь, она не уйдет, она в крови, в генах, в голове… Переживать, мне кажется, надо не об этом.
На самом деле хотелось бы, чтобы украинскую музыку старались поддерживать на государственном уровне.

- Как вы думаете, почему не поддерживают? Не понимают ее? Не нравится? Считают, что нам российской и мировой вполне достаточно? Или вопрос в деньгах, не до музыки сейчас?

- Деньги есть. Возможно, украинская национальная музыка просто не лежит в сфере бизнес-интересов богатых и наделенных властью людей. А может быть, украинские богатые люди просто далеки от всего этого.

Но исключения есть, достаточно вспомнить хотя бы Ирэну Карпу – известную певицу и писательницу, с ней подписали контракт на миллион долларов. Значит, кто-то нашел в этом какой-то интерес? У нее свой музыкальный коллектив, который раньше назывался «Фактично самі», а теперь называется «Карпа».

Она панковская девочка, которая поет песни с матюками. И скажу вам, что на уровне людей, которые интересуются украинской альтернативной музыкой, Карпа очень хорошо стоит. Она реальный, драйвовый, очень хороший фрик. Музыка у нее очень качественная.

При этом в Украине можно говорить о многих других, действительно качественных исполнителях, тот же ТНМК или ВВ. Они находят финансовую поддержку.

Грамота хорошо, но сингл лучше

- Поскольку ты остаешься политиком, пусть молодым и начинающим, но все же, какой бы проект ты мог предложить, чтобы Запорожская музыка, литература, поэзия, драматургия, кино были подержаны местными властями?

- Поскольку я музыкант, то буду о своем: в городе нет ни одной качественной и доступной для молодежи студии звукозаписи.

- Слушала альбом Дианы Месс – звук шикарный, где вы записывались?

- Если речь о вещах «По лестнице» и «Если бы у меня был шанс», то да, звук хороший, но весь трабл в чем? Хорошие частные студии есть, но это не дешево. И та студия, где мы писались, очень хороша для фирменного демо, но любой человек, разбирающийся в звуке, может справедливо заметить, здесь все же немного не так, там не эдак, а хочется идеально, как в столичной студии.

Поэтому я много раз, когда работал директором Центра молодежи, озвучивал просьбу, чтобы на базе Центра появилась студия звукозаписи, но так эту идею и не пробил. Это оказалось очень дорого. Но она могла бы городу очень пригодиться.

В Запорожской области проходит масса фестивалей, но скажу честно: при всем уважении ко всем, любой фестиваль, конечно, ценен в том числе и тем, что тебе вручают статуэтку и грамоту, или просто грамоту. Но ребята, если после каждого такого фестиваля команда будет получать возможность записывать диск, или хотя бы сингл, или пять, да пусть одну песню, это уже будет настоящий показатель!

Фестивалей у нас много, но, например, для музыкантов уровня «Хорты» на юго-востоке Украины нет ни одного фестиваля. У нас есть фестивали для детей-аматоров, а для состоявшихся групп и исполнителей – нет ничего.

Такие фестивали есть на западной Украине, но это связано со многими нюансами. Некоторые фестивали сильно заполитизированы, и на них так просто не попадешь, другие фестивали не имеют бюджета, чтобы возить группы из других регионов, потому что питание, проживание, привоз аппаратуры – это серьезные затраты.

А в Запорожье были «Перлини сезону», которые почили в бозе, непонятно почему, как и зачем. Хотя в свое время это был очень хороший фестиваль, он был в тройке лучших фестивалей Украины, но мы его потеряли, что очень грустно.

Что касается студии, то ее можно использовать, во-первых, для написания роликов. Во-вторых, поднять тот редкий пласт, о котором у нас очень редко кто вспоминает, а я, как один из активных потребителей, могу сказать, что очень неплохо было бы на тех же муниципальных студиях записывать аудио-книги, для слабовидящих людей, для молодежи, которой некогда читать, но очень хочется познакомиться с творчеством Толстого, Достоевского, Гоголя…

Мне кажется, если пробить эту идею, было бы очень здорово. Можно не делать чисто муниципальную студию, а перевести ее на какой-то хозрасчет, что-то зарабатывать. Но должна же быть от власти хоть какая-то поддержка музыкально одаренной молодежи? Сегодня никто из нас не достанет из рукава 300-400 тысяч, это должен быть кто-то богатый и заинтересованный.

Помимо того, что студию нужно укомплектовать, нужно сделать правильный ремонт, чтобы была звукоизоляция хорошая, чтобы не получилось так: студию мы купили, микрофон тоже, а при начитке слышно, как лают во дворе собаки.

Аппаратура должна быть нормальная. Часто сталкиваюсь с проблемой, что не могу объяснить людям далеким от музыки и вообще от сферы звука, что микрофон за 500 грн. и за 10 тыс.дол., это, как говорят в Одессе – две большие разницы. Они не звучат одинаково, потому и разница такая в цене, она оправдана.

А тебе говорят: «Ты понимаешь, у нас бюджетный план, где написано, что нужно купить микрофон не больше, чем за 500 грн.», и ты еще должен радоваться, что не дешевле. Это я к тому, что не должен человек, далекий от этой сферы, например, бухгалтер, решать эти вопросы, а у нас решают, и это грустно.

Позитив в Украине не продается

- Андрей, вы несколько лет, да и сейчас, остаетесь вхожи в облсовет, в горсовет, там масса людей, которые занимаются проблемами молодежи, вы им озвучивали свою идею?

- Да. Питаю искренние надежды, что люди вернутся к этому вопросу, потому что на всех фестивалях все в один голос говорят, что мы должны поддерживать, давать шанс талантливой молодежи, холить ее и лелеять, а на деле мы садимся в ту же лужу, что всегда: чтобы выделить денег на культуру, надо справиться с вопросами, имеющими отношение к другим отраслям жизни, к пенсиям, социальной помощи, ремонтам крыш и дорог, и еще бог знает к чему.

Получается, пока тот, у кого есть газеты, заводы и пароходы по своей личной инициативе сам это не сделает – ничего не будет. Как в фильме «Форест Гамп», где главный герой, миллиардер, стрижет бесплатно траву, просто потому что ему это нравится.

Мечтаю о тех днях, когда в Запорожье найдется человек, который скажет: Раз у нас есть фестиваль молодого кино, то тому, кто снимет реально классное кино и победит, я дам 50 тыс.долларов, чтобы он с этой короткометражкой поехал в тот же Харьков, где в жюри фестиваля сидит Ален Делон, в Киев на «Молодость», где тоже в жюри весьма представительные люди. А там, как господин Борщевский, может и на Каннский фестиваль попадет. Это нормальная ситуация.

И в Запорожье есть люди, которые это могут, и даже, возможно, хотят, но сегодня  они просто не желают широкими жестами привлекать к себе излишнее внимание. А это уже политика.

Если бы все люди сверху понимали, что развитие нации – это очень важно, важно, какую музыку будет слушать здесь и завтра наша молодежь, какое кино и мультфильмы смотреть, какие книги читать. Никто не бьет тревогу, что на Украине практически отсутствует такой сегмент литературы, как детская и подростковая книга. А то, что есть – чаще всего уныло и грустно. Потому что позитив у нас, увы, не продается.

Зато, весь позитив идет на телевизор, они снимают позитивные сериалы, причем очень часто хорошую и светлую идею размазывают на 150 серий, а не вкладывают в одну или две. Вот и получается, что на пять серий приходится по полшутки. Помните, был прекрасный фильм ДМБ? Они запустили его сериалом и что? Он умер.

Серьезная музыка для серьезных людей

- Андрей, вы с Дианой Месс сделали очень классный диск, вложили немалые деньги, видео отличное, звук на уровне и т.д. Вы планируете на этом каторжном труде хоть что-то заработать? Или это опять в никуда?

- У нас есть качественный диск, он презентован многим людям, он появился на всех сайтах дистрибьюции, которые покупают в Европе. Их всего 50, у нас есть выход на Amazon и iTunes – это порталы, на которых продается музыка, и об этом знают все музыканты и все продюсеры.

Не многие украинские музыканты могут себе позволить выложить музыку на эти порталы. И проблема не в том, что это дорого, а в том, что это невозможно для людей, которые живут не в Америке, и не имеют определенного контракта. Если вы попробуете загрузить на них видео из Украины, порталы вас заблокирует. Нужно найти людей, которые заключают этот контракт, договориться, загрузить, короче, это очень сложно, но зато теперь есть большой шанс, что нас заметят серьезные люди.

- Андрей, вижу ваше будущее где-то в очень достойном продюсерском центре, как вам такие перспективы?

- Я только за, вопрос только в том, чтобы за моим умением красиво говорить, обрисовывать перспективы и вкладывать в музыку свою творческую энергию, нашелся человек или лучше люди, которые умели бы зарабатывать деньги и вкладывать их в это позитивное русло. Тогда мы сможем помочь не одной сотне молодых запорожцев, а потом эта сотня станет тысячей, а тысяча – миллионом. А там глядишь, и в Канаду не надо будет ехать.

Беседовала Илона Наныкина
Добавлено: 7-06-2013, 14:17
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх