Общий флаг заблуждения: почему Олимпиада только усилила напряжение между Кореей и КНДР

После чрезвычайного напряжения на Корейском полуострове, которое в любой момент может перерасти в военное столкновение, две Кореи вышли на церемонию открытия Зимних Олимпийских игр в южнокорейском Пхйончхани под объединенным флагом.

Этому событию предшествовали первые за более чем два года официальные переговоры между двумя странами в январе этого года и заявление северокорейского лидера Ким Чен Ына в новогоднем обращении о желании страны принять участие в Олимпиаде.

Южная Корея в свою очередь согласилась временно отменить ряд санкций в отношении официальных лиц Севера для содействия визита делегации. И это на фоне решения Совета Безопасности ООН, 22 декабря единогласно решил усилить санкции против КНДР.

Уступки во время Олимпиады, на которые пошел избран прошлого года президент Кореи Мун Дже Ин, раскололи не только политикум, но и простых граждан.

Президент Мун, известный своими либеральными взглядами, пришел к власти не только в разгар коррупционного скандала в самой звене власти, но в и год наиболее интенсивных ядерных испытаний и усиление военных угроз со стороны Пхеньяна.

Зимняя Олимпиада, за право проведения которой так боролась Южная Корея, стала для нее проблемой с безопасности точки зрения, ведь многие страны выражали свою обеспокоенность относительно командировки олимпийских сборных на беспокойный полуостров. Несмотря на то, что к охране во время Олимпиады запланировано было привлекать 60000 человек ежедневно (50000 из которых составляют военные), что вдвое больше, чем во время летней Олимпиады-2016 в Бразилии, риск военных провокаций со стороны КНДР оценивался как очень высокий.

Опасения Южной Кореи не безосновательны. Так, в ноябре 1987 года, за 10 месяцев до летних Олимпийских игр - 1988 в Сеуле, северокорейский террорист подорвал южнокорейский самолет с 104 пассажирами и 11 членами экипажа на борту, преследовало цель отпугнуть иностранных спортсменов и болельщиков от участия в Олимпиаде. В 2002 году во время футбольного Кубка Мира, который принимали Южная Корея и Япония, за несколько часов до матча южнокорейской команды произошло военное столкновение кораблей в спорных территориальных водах, в результате чего погибли семь южнокорейских моряков.

В то же время когда Северная Корея участвовала в Азиатских играх 2002 года в Пусане и 2014 года в Инчхоне, подобных провокаций не было. Поэтому вполне логично, что руководство Южной Кореи приложило немало усилий, чтобы Северная Корея отправила своих спортсменов к Пхйончхану.

Со своей стороны, как сходятся во мнении многие эксперты, Северная Корея была заинтересована принять участие в Олимпиаде с точки зрения политической пропаганды, чтобы проиллюстрировать, что будучи ядерной державой, стремится к миру со своими соседями.

Зато визит северокорейских спортсменов, болельщиков и официальной делегации во главе с родной сестрой северокорейского лидера создал для организаторов дополнительные проблемы, связанные с логистикой и особыми мерами безопасности. Они вызваны опасениями провокационных действий со стороны собственных граждан, которые заставить Ким Чен Ына отозвать свою делегацию.

Непредсказуемость реакции северокорейского лидера даже на единичные акции протеста, такие как, например, сжигание его портрета протестующими, заставила южнокорейскую полицию выработать четкие меры реагирования. Кроме того, беспокойство вызывала возможность появления беглецов среди спортсменов или болельщиков, что поставило бы в очень неудобную ситуацию правительство страны.

Идея участия в Олимпиаде под одним унифицированным флагом двух стран, но одной разобщенной нации, конечно, достаточно символической. Возникла она еще в 1991 году во время Всемирного чемпионата по настольному теннису, а затем получила продолжение на Олимпийских играх - 2000 в Сиднее и Азиатских зимних играх - 2007 в Чханчхуни.

Впрочем, если более двадцати лет назад сторонниками диалога и воссоединение Юга и Севера были люди, которые пережили гражданскую войну и разделение своих семей, то сегодня концепция "одной нации" теряется новой генерацией корейцев.

Как свидетельствуют статистические данные RealMeter, только четверо из десяти человек поддерживают унифицированный флаг, тогда как в 2002 году поддержка достигала 76%.

Южнокорейское общество раскололось на два лагеря. Один, лояльный к президенту Муна, поддерживает попытки налаживания диалога с Северной Кореей. Другой, возглавляемый оппозицией, обвиняет президента в снисходительности к северному соседу, настаивая, что только жесткие меры, ужесточение санкций и другие формы давления при полном взаимодействии с США могут заставить Северную Корею остановить ядерную программу.


Неожиданностью для мировой общественности стал визит в Южную Корею "улыбающейся сестры", как ее окрестила пресса, северокорейского лидера Ким Ин Джон. В течение трех дней пребывания Ким Ин Джон имела четыре встречи с президентом Муном, во время одной из них она пригласила южнокорейского лидера в Пхеньян.

В ответ корейская оппозиция резко высказалась против проведения любых переговоров, пока Северная Корея не пообещает остановить ядерную программу.

Другой показательный момент: на официальном открытии Олимпиады находился вице-президент США Майк Пенс. Однако какого-либо контакта между официальными делегациями КНДР и США не произошло, как объяснили американские официальные источники, "из-за отсутствия взаимной заинтересованности в нем".

Как выяснилось позже, северокорейская делегация отказалась от переговоров по пенсиям буквально в последние минуты перед запланированной встречей. В ответ вице-президент проигнорировал делегацию Северной Кореи, даже не удостоив "приветствием вежливости" на церемонии открытия Олимпиады, несмотря на то, что северокорейская делегация располагалась сразу позади пенсий.

Пока официальный Сеул радуется надеждами, что Олимпиада проложит путь к снижению напряжения, оппозиция сравнивает нынешнюю ситуацию с затишьем перед войной.

Многие эксперты вспоминают Игры 1936 года в Германии, которые прошли под аккомпанемент нацизма, а уже 1938 Гитлер аннексировал Судеты и Австрию. Также в этом контексте часто проводятся параллели с Олимпиадой-2014 в Сочи, после которой Путин развязал войну в Украине.

Подобные опасения разделяет и бывший высокопоставленный сотрудник центрального аппарата Рабочей партии КНДР, а ныне перебежчик, проживающий в США, Ли (Ри) Джон Хо. Он считает, что на сегодняшний день Северная Корея пытается выиграть время для завершения своей ядерной программы.

Усиление санкций и страх, что США могут нанести превентивный удар по стране, заставили Ким Чен Ына возобновить переговоры с Южной Кореей.

Впрочем, по словам Ли Джон Хо, КНДР только использовать гостеприимство Южной Кореи, продолжая свои угрожающие провокации.

По материалам: ЕП
Добавлено: 27-02-2018, 14:30
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх