Чтобы достроить мосты в Запорожье, нужна команда, постоянно «проталкивающая» этот проект. Деньги найдутся, – Сергей Марченко
25 июня Запорожье посетил Сергей Марченко, в прошлом заместитель министра финансов в Кабмине Владимира Гройсман (2016-2018) и до недавнего времени – заместитель главы администрации Президента и секретарь Национального инвестиционного совета.
В Запорожье экс-госслужащий обсудил с представителями ОТГ и органов местного самоуправления эффективное использование публичного (бюджетных) средств, а также пообщался с главными редакторами запорожских СМИ.
– Вы хорошо знаете проблему строительства новых запорожских мостов, в значительной мере связанную с финансированием строительства, в то же время Вы является экспертом в вопросе использование публичных финансов. Какой Ваш рецепт в первую очередь для местных властей и будущих народных депутатов от Запорожья: как завершить этот долгострой?
– Ключевой вопрос – вопрос доверия. Чтобы достроить мост, нужно, чтобы центральная власть, областная власть и городская власть договорились о совместной позиции и совместном плане действий, определили проектную команду, которой доверяют и которая сможет решить этот вопрос в кратчайшие сроки. Далее проектная команда сделать оценку тому, что сделано, и проанализировать, надо ли мост достраивать или перестраивать... Так будет определено, что нужно делать и сколько нужно средств. Допустим, сегодня вам пообещали «выдать» на следующий год 1 млрд. грн. Хватит? Я слышал оценку в 4 млрд. грн, слышал и другие цифр ... Но это кто анализировал? А кто будет использовать средства? Что будет делать? Для этого тоже нужен анализ, и нужно доверие к участникам этого процесса.
И на каждом уровне власти должно быть гарантировано, что за год, два, пять на этот проект будет выделена некая необходимая сумма. Но должна быть команда, которая будет постоянно двигать, проталкивать этот проект!
– Сейчас местные власти в отношении этой проблемы кивают на Киев ...
– Если мост действительно нужен, следует много чего сделать и для того, чтобы вернуть его на баланс города, и для того, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки. Объективно городу мост, конечно, нужен: в самом Запорожье 800 тыс. жителей, вместе с окрестными населенными пунктами около – это 2-3 миллиона заинтересованных лиц! И это действительно объект большого значения, на который, поверьте, в центральном бюджете нашелся бы миллиард гривен без вопросов – на трассу Запорожье-Мариуполь выделяется больше, например. Но должна быть заинтересованность, вклад и активность местных властей в широком смысле – областной и городской. Если этот вопрос до сих пор НЕ решен, то для меня это значит, что заинтересованности в решении этого вопроса нет.
– Так же «вечная» тема, но для национального уровня – кредиты от МВФ: получать – не получать, брать – не брать ... Вы участвовали в переговорах с МВФ во время работы в Министерстве финансов. Давайте разберемся и поясним, почему мы берем деньги именно у МВФ и есть ли альтернативы?
– На нашу возможность брать в долг средства влияет репутация Украины как заемщика. Да, у нас не самая плохая репутация. Мир понимает, что мы ответственно относимся к обязательствам, выполняем их добросовестно и тщательно, что мы не намерены отказываться от долгов. Но по целому ряду политических и экономических причин наша репутация неидеальна. А это значит, что проценты на займы будут большими, долги обойдутся нам дорого. У МВФ в то же время - дешевый ресурс. Мы можем это себе позволить, но мы должны выполнять условия, которые выходят за пределы обычных требований по кредиту: создавать антикоррупционные органы, которые устанавливать тарифы... Что ж, мы сами себе загнали в такую ситуацию. Но, конечно, необходимо выйти из нее, чтобы привлекать средства самостоятельно.
- Упоминание людей, близких сегодняшней президентской команде, о возможном (и даже желательном) дефолте в Украине вредят нашей репутации, в частности, как заемщика?
- Насколько я понимаю, официальные представители власти заявлений о планах объявить дефолт не делали. А делали это отдельные физические лица, возможно с целью как-то расшатать ситуацию. В любом случае, я не верю, что дефолт в Украине может быть объявлен, кто бы ни был у власти. Это очень важное и ответственное политическое решение. Надо иметь очень веские основания и понимать очень большую ответственность, чтобы пойти на этот шаг. Это будет означать, что Украина больше ненадежный партнер, ненадежный контрагент. Мы не сможем привлекать средства, чтобы удерживать национальную валюту ... Последствия дефолта катастрофические. После дефолта ни одна страна не стала сильнее.
- Во многих вопросах развития государства интересен пример Эстонии: дигитализация государственного управления, сокращение количества чиновников ... Как Украине «стать» Эстонией?
- Почему мы не Эстония? Эстония - небольшая страна со значительно меньшим, чем в Украине, количеством населения. Всю Эстонию по численности населения можно сравнить с украинскими крупными городами. Поэтому на уровне городов, на уровне каждой отдельной общины мы можем делать условную «Эстонию». Если, конечно, будет продолжаться начатая нами реформа децентрализации, и общины сохранят самостоятельность в использовании ресурсов. И когда такие изменения произойдут на уровне общин, тогда большим вызовом станет, как «поднять» эти изменения в национальном уровне... А чтобы провести такие изменения на уровне страны, изменить систему в масштабах государства, нужно не только понимание, что делать, не только команда, а и карт-бланш на 3-5 лет от власти и от общества – возможность реализовать реформу.