Борис Петров и общественники: создай свои проблемы сам!
Со стороны кажется, что общественные организации в Украине - очень полезная придумка. Правда, большинство запорожцев к общественникам относятся, увы, без энтузиазма: в лучшем случае, просто не осведомлены об их деятельности, в худшем - считают то ли блаженными, то ли бездельниками, то ли иждивенцами. Что косвенно доказывает: прочувствовать на собственной шкуре необходимость гражданского общества и его благ в виде третьего сектора запорожцам как-то не довелось.
Зато с точки зрения власти общественные организации (стратегически) - отличная вещь. Пусть иногда они докучливо забрасывают чиновников неудобными запросами - отписка найдется на любой случай. Пусть иногда они пытаются обличать и бичевать посредством СМИ - влияние четвертой власти в Украине примерно равно влиянию третьего сектора. А других рычагов влияния на власть, в общем, и нету.
В то же время, объединение активных граждан в официально задокументированные ОО дает власти огромный бонус: в случае цугундера сильно облегчает идентификацию и повышает контролируемость "потенциально опасного элемента".
Более того, отделение "общественников" от "пассивных" может дать почву для определенной конфронтации, достаточно лишь через СМИ подогреть уже упомянутые нами зародышевые настроения общества - те самые, о бездельниках и иждивенцах. Остается уповать, что у местных управленцев на подобные манипуляции не хватит пороху и мозгов - и слава богу.
Кроме того, зачастую общественные организации выполняют работу гос- и коммунальных служб: ставят детские площадки, стерилизуют животных, и прочая, и прочая, но сегодня мы не об этом.
В этом контексте идея создать общественные советы при местной власти, спущенная в запорожскую глубинку из просвещенного Киева, была чуть ли не гениальной. Вроде бы и влияние простых людей на своих малоконтролируемых избранников и прочих слуг народа повышается. И всяких международным валютным фондам можно похвастаться. И вообще - красота, гражданское общество!
Но при всех раскладах ОС должен был на порядок повысить упомянутую выше контролируемость, да еще и легитимизировать самые непопулярные решения власти ("Как, у вас нет денег на повышенные тарифы ЖКХ? А общественность одобрила!").
Давайте прикинем. Честные энтузиасты от третьего сектора шли в ОС, чтобы получить хоть какие-то рычаги влияния на ситуацию в области - как мы уже упоминали, на данный момент их не слишком много. Не очень честные также имели свои стимулы: общественный совет в их кругах восприняли как что-то вроде гор- или облсовета "лоу-класса". А значит, как и всенародно избранные депутаты, участники ОС могут расчитывать на некую дольку бюджетного финансирования. Самые мечтательные - чуть ли не на откаты... Наконец, повышается престиж самой организации-участника.
Взамен власть может ожидать, что прикормленные и отъевшиеся на госхлебах активисты ссориться с кормильцами не станут. Со всеми вытекающими. В связи с этим - конфронтация уже в среде самих общественников. "Разделяй и властвуй" в чистом виде.
Казалось бы, очевидность.
Увы. На местном уровне светлую идею общественного совета не поняли, не прониклись, и...
Для начала далеко не все общественники были уведомлены о сроках подачи документов. Значительная часть реально работающих организаций отсеялась еще на подходах к ОС. Затем поползли слушки о массовой регистрации общественных организаций - якобы под создаваемую структуру. Далее - откровенно провальное первое заседание, фактически не принесшее никаких результатов. Второе - еще более скандальное, на котором ОС получил сразу двух преседателей. Наконец, формальное самоотстранение ОГА от процесса с одновременным признанием нынешним руководителем ОС Панченко.
Правовой цейтнот, в общем-то, нельзя назвать невыгодным для власти. "Свой" общественный совет таки склепали. И несложно спрогнозировать: уже в ближайшие дни наиболее "конструктивная" часть общественников таки вольется в его ряды. Работать-то как-то надо, а работа в оппозиции к власти не будет плодотворной.
С другой стороны, конфликт, в который оказались втянуты самые независимые из активистов, стал отличным отвлекающим фактором: вместо того, чтобы митинговать против повышения тарифов, закона о выборах, налогового кодекса и проч., придется митинговать против правового беспредела - читай, за влияние в ОС. А отсюда - еще одна приятная для власти мелочь: "склочников" очень легко скомпрометировать в глазах общественности, обвинив в банальной жадности и борьбе за финансовый ручеек.
Но так ли разумна подобная метода с точки зрения стратегии?
Запорожцы наконец-то дожили до момента, когда принадлежность к власти становится поводом не для завистливого уважения, а для неприкрытой ненависти. Не будем ходить далеко, не будем повторять многажды проговоренное о ценах, законах и неприкрытом воровстве, не будем обращаться к мудреным социсследованиям. Для меня куда более показателен тот факт, что 100% людей, незнакомых с Игорем Бирюковым, считают виноватым в ДТП его. Реакция на трагедию - от радостного глума до гневного негодования. И неприкрытое пожелание: и всех остальных туда же.
Азбука: для социального взрыва необходимы недовольные массы, активное ядро и направляющие лидеры.
Так вот, господа чиновники. Массы - готовы.
И тут мы возвращаемся к нашей теме. Фактически, своим бездействием и витиеватыми отписками губернатор формирует в подшефном регионе еще один центр протестных настроений. Неплохо организованный. Очень, очень обиженный. А ведь мы говорим о лидерах, умеющих работать с людьми, о лидерах, в чьем распоряжении уже есть готовое ядро активистов. Лидерах, которых областная власть сейчас активно обучает единству и согласованным действиям.
Интересно, уверен ли Борис Федорович, что оно ему надо?
Ольга Сидорова