Монументальный прессинг в Запорожье

Взрыв памятника Сталину дал толчок процессам, которые можно истолковать как очередной «тест на вшивость» для украинского общества и того, что сегодня является его властью. Режим Януковича решил поиграться в борцов с терроризмом, и в рамках пресловутой борьбы «замочить в сортирах» всех, кто подвернется под руку и не будет особо сопротивляться.

Именно к таким выводам приходишь, читая о задержания, обысках и арестах, начавшихся по всей стране после 1-го января.

На данный момент находится под стражей зампред местной организации «ВО «Свобода» Юрий Гудыменко, еще нескольких партийцев пытались задержать. Из «беспартийного» Эдуарда Андрющенко выбито признание о его соучастии в отпиливания головы, и, скорее всего, его будут дальше «крутить» по делу взрыва. Судьбу «человека без электроники» в наш информационный век приходится испытать Игорю Артюшенко, руководителю молодежной правой организации «НЕБО» (ну этот-то хоть на воле остался). В Запорожье для следственного эксперимента доставлены члены "Тризуба" - так и хочется написать "чтоб сказку сделать былью".

О том, как пилили, взрывали, кого и как взяли, уже сказано достаточно, так что стоит ограничиться лишь одним, не самым известным фактом. После «обезглавливания» памятника Сталину коммунисты лишь публично заявили о незначительных повреждениях, но при этом подали заявление в милицию, где сообщалось именно о факте обезглавливания.


А мы просо сеяли-сеяли…

Силовики отреагировали на взрыв на рефлекторном уровне – «хватаем кого знаем, а там будет видно». К сожалению, инстинктивная деятельность так и не была подкреплена никакими правовыми аргументами. Юрия Гудыменко задержали во втором часу ночи без предъявления каких-либо претензий, хотя глава запорожских коммунистов Алексей Бабурин приехал в Жовтневый РОВД писать заявление о факте взрыва лишь около пяти утра. Дело было возбуждено тогда же.

На «временной грани» балансирует доставка в милицию Игоря Артюшенко – с ним встретились в пятом часу и тоже привезли в РОВД без объяснений ситуации. Главу местной «Свободы» Виталия Подлобникова задержали около 9-ти утра. Также были экстренно допрошены еще несколько партийцев.

Резюмируя итоги первого января: спросонья брали не тех, кто мог быть причастен ко взрыву, а тех, кто был на виду и имел хоть какой-то «публичный» статус. Вполне вероятно, что уже первого числа от из Киева, от руководства СБУ и МВД, которому испортили Новый Год, пошла отмашка «разобраться как следует и наказать кого попало».

В конце концов из нескольких сотен опрошенных запорожцев решили «уцепиться» за того же Юрия Гудыменко. Ничего реального по событиям первого января выяснить, по всей видимости, не удалось, так что свободовца решили просто держать в ИВС и «давить», чтобы раскололся. Чтобы придать содержанию под стражей некий облик законности, прокурор области Вячеслав Павлов вновь возбудил закрытое еще в мае уголовное дело по Гудыменко.

Напомним, что тогда националист вместе с товарищем облил краской памятник Дзержинскому на пл.Свободы, заявив при задержании, что сделал это в знак протест против открытия МАФ «Сталин». Уголовное дело было закрыто через восемь дней, в том же месяце.

Зато пятого января 2011 года, в день, когда дело по взрыву было переквалифицировано из вандализма в теракт, решение о закрытии майского инцидента было отменено и возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.296 УК Украины – групповое хулиганство с особым цинизмом.

Именно в рамках дела «о покраске памятника» следователь Жовтневого РОВД Бибик обратился в суд, чтобы избрать мерой пресечения для Юрия Гудыменко взятие под стражу. Чтобы получше и повдумчивей допросить этого асоциального типа о том, как он, падла, памятник обливал.

На заседании, которое длилось целых пять минут, судья Светлицкая формально отказала в аресте, но своим решением продлила срок задержания на 10 дней. Те же яйца, только в профиль. Текст судебного постановления, где рассказывается про особый цинизм, стоит процитировать более развернуто:

05.05.2010г., в период времени с 23.00 час. до 23.30 час, Гудыменко Ю.В., действуя по предварительному сговору с неустановленным по делу лицом, имея умысел на грубое нарушение общественного порядка, по мотивам явного неуважения к обществу, которое сопровождалось особой дерзостью, находясь возле памятника Ф.Э. Дзержинскому, расположенному на пл. Свободы в г. Запорожье, совершили хулиганские действия, при следующих обстоятельствах.


 


В указанное время, Гудыменко Ю.В., по предварительному сговору с неустановленным по делу лицом, заранее договорившись, и приобретя аэрозольные баллончики с лакокрасочным веществом, пришли к памятнику Ф.Э. Дзержинскому, расположенному на пл. Свободы в г. Запорожье, который является памятником истории и монументального искусства местного значения, с целью выразить свой протест установлению памятника Й.В. Сталину. Так Гудыменко Ю.В., грубо нарушая общественный порядок, пренебрегая существующими правилами поведения и нормами морали, действуя из хулиганских побуждений, с особой дерзостью, а именно демонстрируя свое явное неуважение к обществу, которое выразилось в нанесении лакокрасочным веществом синего цвета, из аэрозольного баллончика, специально приобретенного для этой цели, надписи непристойного содержания, а именно: "Где тут сортир ?!!" на пьедестале вышеуказанного памятника. В это же время, неустановленное по делу лицо, грубо нарушая общественный порядок, пренебрегая существующими правилами поведения и нормами морали, демонстрируя свое неуважение к обществу, из хулиганских побуждений, нанесло лакокрасочным веществом желтого цвета из аэрозольного болончика, пятно размерами 0,2x0,4 м на памятнике Ф.Э.Дзержинскому в средней части памятника, а именно пояс - колени, также демонстрируя свое неуважение к обществу.


 


Таким образом, своими преступными действиями Гудыменко Ю.В., по предварительному сговору с неустановленным по делу лицом повредил имущество, состоящее на балансе Коммунального хозяйства Жовтневой районной администрации Запорожского городского совета, причинив тем самым, последним ущерб на сумму 1985 грн.

 Сумма ущерба – почти две тысячи гривен, - также взывает недоумение. Кто проводил оценку ущерба, какая коммунальная служба столь дорого ценит свой труд по отмыванию памятников? К сожалению, об этом в постановлении суда не говорится.

Правоохранительные органы не спешат комментировать сложившуюся ситуацию, но это особо и не надо – кроме заверений в том, что они «действуют исключительно в законодательном поле», от силовиков нынче мало что дождешься.


Уроки правым: слезам галичан надо высохнуть

Националистическое движение Запорожья (и Украины в целом) наконец дождалось политических репрессий, чтобы героически им противостоять. «Проверку на прочность» от режима Януковича из всех носителей правой идеологии пока что выдерживает лишь «Свобода». Они наняли для Гудыменко адвоката, специализирующегося по уголовным делам, организовывают передачи и демонстрируют  публичный протест, проводя акции перед ИВС.

Что делать задержанным «беспартийным» и тем, кто полным составом ныне пребывает в заключении, подобно злополучному «Тризубу»? Ответ «всем объединяться!» пока что оставим за  скобками как утопическую фантастику.  Но в целом правые поставлены в ситуацию, в которой они должны или эволюционировать, или повторить судьбу динозавров. С ходу можно представить несколько путей такой эволюции.

Программа-минимум, которую могли бы провести националисты - создание правозащитной организации из нескольких юристов и журналистов. Они будут вести правовой ликбез для своих, писать кучу запросов и жалоб во все инстанции, предоставлять правовую помощь задержанным во время очередной акции независимо от принадлежности к какой-либо из организаций, проводить мониторинги различных «ущемлений» и т.п. Сначала – только для правых, потом – будет видно.

Да, очередная «жалобная» НГО наподобие Хельсинкского общества и «Мемориала» может покоробить славных наследников Бандеры и Шухевича, но славным наследникам уже пора определиться. Они или воюют за свою страну с автоматами, читая между вылазками Маригеллу в дедовских схронах, или пытаются осовременить методы борьбы, приведя их в цивилизованный вид и дополнив адекватной юридической и информационной поддержкой.

Однако более перспективным кажется второй вариант эволюции: отойти от архетипа «повстанца УПА» и поискать образцы для подражания в событиях не 60-летней, а полуторавековой давности. Я имею в виду просветительскую работу по пробуждению украинской национальной идентичности, которая нелегально и полулегально самыми разными обществами велась в университетах на территории обеих империй в19-м веке.

В этих условиях, в перспективе, украинский национализм получит более современный интеллектуальный базис, и найдутся наконец люди, которые смогут адаптировать правую идеологию под реалии и психотип Восточной Украины. Чтобы получить поддержку более широких масс, а не нескольких сотен относительно пассионарных одиночек, для которых у нас в Запорожье националистический дискурс стал чем-то вроде еще одной субкультуры и «ролевого движения».

В упреждение гнилых помидоров от прочитавших эту фразу. Года полтора назад мне довелось общаться с экс-свободовцем, рассказавшем об отношении западных однопартийцев к  Запорожской организации. «Ви тут воюйте, у вас тут фронт проходить, бо тернопільському виборцю дуже приємно знати, що і на Сході є наші. Коли я до них на Яворину кілька років їздив - розмовляють тільки про фронт і про "сльози радості" галичанина, коли він дізнається про нас», - говорил он. Да, для местных все очень серьезно, но на уровне тех цифр, которые могут дать реальный результат на выборах и рычаги влияния на местное самоуправление – ну вы поняли, да?

Национализм «для радости галичан» в текущих условиях себя исчерпывает. Как и образ националиста в камуфляже с черно-красными шевронами. И если та же «Свобода» хочет быть не спарринг-партнером власти в битве нанайских мальчиков на ближайших выборах, если она хочет (в далекой перспективе) прийти к власти в стране ради страны, а не ради власти, то ей придется об этом задуматься. Как и другим правым, которые хотят быть патриотами Украины.


Урок запорожцам: завтра придут за нами

Правый дискурс в его классической украинской интерпретации никогда не был родным для Запорожья, тогда как советская идеология, при всей ее ветхости, имеет некоторую легитимность.

В представлении запорожцев националист – это малопонятный молодой лоботряс в вышиванке и с флагом в руках, который вместо того, чтобы идти на работу, митингует под мэрией или ходит по улице, крича что-то про москалей и коммуняк. Коммунист – это старенький трясущийся дедушка, зачастую – с орденскими планками на пиджаке, его шамкающие рассказы о том, как хорошо было раньше, можно пропускать мимо ушей, но желательно при этом благодушно кивать, улыбаться и уступать место в общественном транспорте. Дедушка роднее, от этого никуда не денешься, несмотря на все его выкидоны с памятником – пусть уж почудит, ему недолго жить осталось.

По этой причине задержание правых активистов и не встретило особого возмущения в городе – у населения свои проблемы в лице пенсионной реформы, коммуналки, налогового кодекса и других «покращеннь життя уже сегодня». Но кое-какие выводы Запорожью, вечно занятому повседневным, стоит сделать. Например – как могут прессовать тех, кто будет выступать уже в защиту своих вполне материальных интересов, по вышеназванным пунктам.

Как будут прессовать не националистов, которые в глухую полночь перед портретом Бандеры сжигают томики Пушкина, а инициативную группу жильцов, защищающих свой дом от сноса «для общественных потребностей», предпринимателей, пытающихся отбиться от налоговой, рабочих, организовавших независимый профсоюз на предприятии очередного «бизнесмена во власти».

Я не хочу разбираться, кто именно стоит за взрывом. На мой взгляд, важнее последствия, то, что сейчас нам демонстрирует власть и силовики конкретно. Все в стране, кто еще не до конца оглох и ослеп, понимают, что власть может поддерживать свою легитимность лишь репрессиями. А те, кому данные репрессии суждено проводить – милиция, прокуратура, СБУ, - расшифровывают эту тенденцию по-своему.

«Дави их всех, делай что хочешь, и ничего тебе не будет». Если можно хоть как-то свое рвение в деле «тащить и не пущать» наложить на вектор «политики партии», то все будет хорошо и спокойно. В худшем случае, если перегнешь палку и будет много вони – повышение дадут не через год, а через два.

Механизмы, основанные на постоянном передергивании правовых норм и иезуитской полуправде для успокоения общественности, успешно «шлифуются» сегодня на националистах в Запорожье и всей Украине. Нельзя сказать, что Запорожье стало снежком, с которого может начаться лавина  - уже около месяца в Киеве «давят» активистов Налогового Майдана, обвиненных в повреждении плитки на площади. Но у нас данный алгоритм подавления как раз приобретает четкость и стройность, только вот гордиться этим не стоит.

Сергей Сидоров

Автор выражает благодарность Алене Белозерской, из блога которой взят текст постановления суда
Добавлено: 17-01-2011, 11:29
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх