Что принесли первые семь дней осени

На прошедшей неделе вновь в центре внимания были вопросы украинско-российских газовых отношений. Украинский премьер Азаров 1 сентября во время лекции в Киевском национальном университете им. Т. Шевченко заявил о том, что Украину не устраивает нынешняя цена на газ, что она не может быть выше, чем в Германии, и что мы еще раз попробуем договориться со своими российскими партнерами. А если это не получится, то вся ответственность ляжет на тех, кто не хочет прислушиваться к нашим аргументам.

Понятно, что имелись в виду руководители российского государства. Тем, кто еще в советское время привык читать между строк, должен сразу понять несколько вещей. Во-первых, простым украинским гражданам стоит готовиться к повышению тарифов на газ и отопление. Потому что за все просчеты власти, в Украине всегда расплачивается простой народ. Очевидно, что искать излишек на покрытие убытков, будут искать в карманах маленького украинца. Во-вторых, что отношения с Россией ухудшаются с каждым днем и вскорости достигнут (если уже не достигли) состояния «холодной войны» при Ющенко в 2008 году. Потому что договориться о снижении цен не удастся, несмотря на бодрые заявления о том, что если этого не произойдет по-хорошему, то Украина подаст в Стокгольмский суд. Но одно дело судиться там с Фирташем, а совсем другое с Россией. Да и не один здравомыслящий политик в Европе не захочет допустить газового коллапса зимы 2009 года.

В создавшейся ситуации Украина будет выступать, как недобросовестный партнер, как возмутитель, столь любимого Европой, спокойствия со всеми вытекающими последствиями. А уж на фоне судебных процессов над лидерами оппозиции, имидж Украины в «старом свете» и так ниже плинтуса. И ситуацию, здесь, конечно не спасет заявление того же Азарова телеканалу «Интер» о том, что «не дождутся» те, «… кто ждет войн, в том числе и газовых, с нашим стратегическим партнером Россией». Очевидно, что данное заявление было попыткой несколько сгладить впечатление и от своего выступления в КНУ, и от заявления российского президента Медведева о том, что судят Тимошенко не за ее старые грехи, а за договоренности с Россией. Понятно, что такими уколами добрые друзья не обмениваются.

Между тем, отношения со странами Западной Европы – еще хуже. Первый же визит Януковича в Польшу показал, что Европу интересует только один вопрос – суды над оппозицией. Все попытки рассказать о том, что президент не влияет на судебные процессы, на действия прокуратуры, очень напоминают ситуацию в украинском парламенте при рассмотрении одного из законопроектов, когда за его принятие не проголосовал даже автор законопроекта. В независимость суда и правоохранительных органов не верят ни там, ни тут. Между тем, менталитет нашего народа таков, что если пойти на попятную и отпустить Тимошенко и Луценко – значит показать себя слабаком в глазах электората. Кроме того, будет невозможно дать ответ на вопрос о том, зачем стоило мурыжить людей в тюрьме (вряд ли условия в СИЗО отличаются в лучшую сторону), а Луценко и просидел там уже почти год, если они оказались невиноватыми. Точно также, поражением Януковича, всеми будет воспринято и возможное помилование в отношении Тимошенко и Луценко после вынесения обвинительного приговора. Ведь не только Медведев, но и избиратели понимают, что все это затеяно с целью не допустить их участия в парламентской кампании 2012 года и президентских выборах 2015.

Еще одним нехорошим для украинской власти сигналом, стало заявление главы польского МИД Сикорского о том, что ЕС не будет пока срывать переговоры с Украиной про ассоциацию и создание зоны свободной торговли через суд над Тимошенко. По словам польского высокопоставленного политика этого не случится только потому, что «украинская оппозиция и сама Тимошенко говорят о том, что эти переговоры не надо делать заложниками политической ситуации в Киеве». Опять же, те кто знаком с дипломатическим языком, или жил в СССР, сразу понимает, что без свободного возвращения Тимошенко в политику никакого сотрудничества ЕС и Украины не будет. Кроме того, страны ЕС очень внимательно следят за участью самой бывшей премьерки.

Словом, ситуация очень непростая и все меньше и меньше остается вариантов, кроме «белорусского сценария». Но и здесь все не так просто. Когда в 1994 году Лукашенко пришел к власти, там не было ни олигархов, ни просто богатых людей, которые бы много потеряли от того, что им теперь не дают виз в Европу. У них не было ни заграничных вкладов, ни собственности там, которую можно было потерять. Поэтому им хорошо было и в отдельно взятой стране, и они никак не мешали «бацьке» строить тоталитарное государство. В Украине же за эти двадцать лет уже образовался класс очень-очень богатых людей и просто богатых людей. Они уже не раз вкусили прелестей зарубежья, отдыха и лечения там. Многие приобрели имущество, виллы, квартиры за границей. А уж о банковских вкладах и говорить как-то неудобно. И променять Ниццу на Кирилловку, потерять все, что нажито непосильным трудом, никак нельзя.

Именно эта угроза и стала решающим фактором того, что власть не пошла на силовой вариант борьбы с «оранжевой революции». И дело здесь, конечно, не только в Кучме, который хотел обеспечить себе спокойную уважаемую старость. Многие видят, что оппозиционные политики на Западе, потеряв власть, ничего не теряют в личной жизни и в свободном перемещении в мире. И у нас, далеко не факт, что самые влиятельные лица в окружении президента Януковича, выберут вариант «победа над оппозицией путем белоруссизации Украины». Тем более, что еще и отношения с Россией окажутся испорченными. А то, как плохо живется Белоруссии в конфликте со своим старшим братом, мы воочую увидели в этом году. И это ведь только цветочки. А в том, что любой авторитарно-тоталитарный режим падает, причем далеко не мирным путем, и как плохо кончают те, кто был во власти и в окружении власти, все увидели по событиям в Египте, Ливии, Тунисе…

Не все ладно и внутри самой власти. Тут на первые роли вышел министр науки, образования, молодежи и спорта Дмитрий Табачник, заявивший о том, что «по результатам исследования, обнародованного на форуме в Давосе, Украина находится на 56-м месте, а мы – на 72-м». На «72-м» оказалась Россия. О том, что никто из присутствующих не осмелился поправить министра, не приходится и говорить, - такова уж культура украинского чинопочитания. Пришлось оправдываться, пропускать запланированное мероприятие 1 сентября, на котором должен был присутствовать посол РФ Зурабов в одной из киевских школ…

А еще и глава президентской администрации Левочкин, отвечая на вопрос о возможной отставке Табачника, подлил масла в огонь, сказав, что отставка будет без сомнения. Опять же, потом последовало объяснение о том, что имелось в виду не сейчас, а когда – нибудь потом. Хотя бы потому, что все рано или поздно уходят со своих постов. Но, как говорится в известном анекдоте, ложечки-то нашлись, а вот осадок остался. Ситуация для Табачника осложняется еще и тем, что он считается одним из самых пророссийски ориентированных политиков в Украине и вполне может пасть жертвой желания хоть как-то показать России «кузькину мать» за ее поведение в газовом вопросе. И как в дальнейшем сложится карьера Дмитрия Владимировича – неизвестно, ибо общеизвестен факт, что в авторитарных государствах отставленный чиновник редко находит хорошее место в государстве. Гораздо чаще это место оказывается «нехорошим», а недоброжелателей у Табачника, в том числе и среди высоких руководителей – предостаточно.

Что ж, вместе с летними каникулами, закончились и политические. А значит и нас ждет много чего интересного…
Добавлено: 7-09-2011, 15:12
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх