Запорожское судилище в честь диктатора и его головы

31 марта состоялось судебное заседание по делу “тризубовцев”, обвиняемых в отпиливании головы бюсту Сталина. Из восьми арестованных суд выпустил на поруки университета только запорожского студента Эдуарда Андрющенко. До конца рассмотрения дела семеро членов ВО “Тризуб” будут находиться в Запорожском СИЗО.

Адвокаты уверены: нет не только причины держать молодых людей под стражей,  в их действиях нет даже состава преступления. Более того, некоторые из защитников считают, что судить нужно руководителей обкома компартии, которые дали добро на сооружение Сталина.

«Террористов судят»

Предварительное заседание суда проходило неспокойно. Назначено оно было на 10:00, но, по словам родителей «тризубовцев», которые приехали на заседание прямо с поезда, уже с 8 утра здание Жовтневого райсуда было взято в плотное оцепление. Сначала это было похоже на элементарные меры безопасности – ведь на этот день заявляли о проведении пикетов и националисты, и коммунисты. Если бы админсуд не запретил проведение акций, между сторонниками разных политических лагерей вполне могли возникнуть традиционные потасовки.

Однако всё оказалось гораздо серьезнее. На подъезде к суду завернули машину адвоката:

- Налево или направо. Проезда нет! – импульсивно сообщил ГАИшник на перекрытой дороге.

Реплики о том, что в машине находится адвокат, который должен присутствовать на заседании суда, от патрульного отскакивали, как горох о стену.

- Я здесь командую! – повторял автоинспектор.

Через ряды милиционеров даже адвокат прошел с трудом. Представителей прессы пускали по каким-то «спискам», которые нужно было согласовывать с руководством патруля. По оцепленной территории спокойно прохаживались кинологи с собаками.


- Прямо террористов судят, - с сарказмом отметил кто-то из «группы поддержки».

Активисты ВО «Свобода» подали повторную заявку на пикет и отстояли с плакатами и национальными флагами неподалеку от суда на протяжении всего четырехчасового заседания. На вопросы, зачем милиция перекрыла часть улицы Дзержинского, где находится суд, пикетирующим сказали, что поступил звонок, будто одно из зданий на участке заминировано. Удивительно, что «угроза» пропала сразу же после окончания судебного заседания — после вынесения решения милиционеры стали потихоньку расходиться.

Оппоненты правых решили, что неподчинение властям не должно пройти даром, и решило устроить им веселую жизнь постфактум.

«Я как народный депутат подал соответствующее обращение в милицию о привлечении к ответственности участников незаконного националистического пикета», – заявил после суда Алексей Бабурин .

В самом суде тоже «патрулировали». По всему зданию дежурили милиционеры. Непосредственно в зале находилось 6-7 конвоиров. Казалось, что главная их задача — поскорее выгнать публику из зала, когда судья удалился в совещательную комнату. Не очень тактично подгоняли на выход и родителей обвиняемых, которые несколько месяцев не видели своих детей. Во время оглашения решения суда «грифоновец» сурово рыскал глазами по всему залу.

Впечатление складывалось парадоксальное: казалось, власть не столько хочет наказать «тризубовцев», сколько боится их.


Двое на свободе

Ключевым моментом предварительного суда был вопрос о смене или отмене меры пресечения. На момент суда восемь из девяти обвиняемых находились в СИЗО. Один из «тризубовцев» - на подписке о невыезде.

Адвокаты настаивали, что следствие уже окончено и причины удерживать националистов под стражей нет. Прокурор отклонял ходатайства, уверяя, что с момента ареста обвиняемых обстоятельства дела остались прежними, а сами они могут попытаться скрыться. Это, кстати, не совсем так. Под стражу «тризубовцев» брали по одной статье, а судят уже по другой — за повреждение или уничтожение чужого имущества. А вот арестовывали их за "хулиганку" - главным образом для того,  чтобы способствовать следствию, которое уже завершилось.

Защитники настаивали, чтобы прокурор сослался хоть на один документ, который бы свидетельствовал, что обвиняемые смогут укрываться от суда или «продолжить преступную деятельность» - что является ключевыми причинами для ареста. Ответа не последовало.

Адвокат Филиппа Тарана Марьяна Ленюк настаивала, что её подзащитного нужно освободить из-под стражи, поскольку он нуждается в лечении. А та медицинская помощь, которую Таран получает в СИЗО, не улучшает, а только ухудшает самочувствие парня — у него падает зрение. В душном зале суда ему стало плохо. Ещё один подсудимый - Василий Абрамив - сам зачитал своё ходатайство и подчеркнул, что нахождение в изоляторе несет угрозу его здоровью и жизни.

Тем не менее, судья Виктор Татаринов, который вел заседание, поддержал позицию прокурора, оставив семерых обвиняемых под стражей. Победной стала борьба за свободу запорожского студента-историка Эдуарда Андрющенко. Его выпустили из-под стражи прямо в зале суда и передали на поруки преподавателей Запорожского национального университета, где он учится.
За что?

Дело рассыпается на глазах

Владимир Санжаревский считает, что в материалах дела нет состава преступления. В связи с этим он подавал ходатайство в суде о проведении доследствия, но суд его отклонил.


Кроме того защитники указывают, что в материалах дела присутствует заявление, собственноручно подписанное Алексеем Бабуриным, - об отсутствии претензий и ущерба в связи с событиями 28 декабря. Алексей Бабурин пока отказался комментировать эти подробности, сказав, что все необходимые пояснения он даст в суде, когда дело будет слушаться по сути. 



В обвинительном заключении также присутствует определенное искажение фактов - отпил головы следствие пытается представить не повреждением, а уничтожением имущества. Хотя уже на следующий день после спила памятник был восстановлен. 


Адвокаты считают, что дело должно развалиться в суде. Родные обвиняемых не понимают, почему в цивилизованной стране наказывают молодых людей, которые совершили то, о чем давно должна была побеспокоиться власть.  “Этот процесс - позор для Украины”, - считает мама Алексея Зануды Зоя Пивторак. 


Кого судить? 
Кроме освобождения из-под стражи Эдуарда Андрющенко, суд удовлетворил ещё одно ходатайство адвоката. Владимир Прудовский, который защищает Анатолия Онуфрийчука, просил суд выделить из материалов дела его заявление о преступлении, совершенном, по его мнению, руководителями обкома КПУ. Адвокат подавал на действия коммунистов заявление в прокуратуру, поскольку считает, что своими действиями по  установке памятника Сталину должностные лица КПУ нарушили ряд норм закона.    Но возбуждать уголовное дело по этому заявлению отказались. Причем постановление об отказе выдала не прокуратура, а следователь Жовтневого РОВД — тот самый Андрей Минаев, который возбудил уголовное дело против «тризубовцев». Адвокат уверен, что на его заявление должна реагировать прокуратура, а никак не милиция, поскольку идет речь о действиях должностных лиц. Постановление об отказе возбуждать уголовное дело Владимир Прудовский оспорит 7 апреля в Жовтневом районном суде.

Если судья отменит решение следователя касательно действий коммунистов, то прокуратура вынуждена будет проверить законность установки памятника Сталину и привлечь к ответственности нарушителей — чего правоохранители уж скоро год как избегают.
 

Зоя Красовская
Добавлено: 5-04-2011, 14:22
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх